Ликвидация без аннексий и контрибуций
Открывшееся вчера в Москве первое собрание кредиторов ЮКОСа прошло по нетипичному сценарию - началось за упокой, а закончилось за здравие, если вообще уместно говорить о здравии по отношению к бывшей компании Михаила Ходорковского.
Проводивший заседание временный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун ознакомил собравшихся с результатами своего заключения о финансовом положении компании. По его данным, активы ЮКОСа стоят 16,890 млрд. долларов, а его долги составляют 18,560 млрд. долларов. Очевидно, что такие показатели позволяют сделать единственно возможный вывод: компанию необходимо ликвидировать.
На сцене снова ФНС
Однако не все так просто. На признании ЮКОСа банкротом Эдуард Ребгун настаивает уже давно, но пока у него это не очень получается. Вчерашнее собрание кредиторов могло бы стать прекрасным заключительным аккордом в партии временного управляющего, если бы не вмешательство ФНС.
Конечно, попытки оспорить данные Эдуарда Ребгуна предпринимали и представители ЮКОСа, однако их мнение, как всегда, не было услышано. Менеджеры заявили, что считают отчет временного управляющего недостоверным и недостаточным для принятия решения о ликвидации компании. Решающее слово осталось за налоговиками.
Примерно через час после начала мероприятия Федеральная налоговая служба выступила с ходатайством о перерыве в собрании.
Для чего данная мера понадобилась ФНС - вопрос открытый, однако факт остается фактом - ЮКОС получил передышку еще на 5 дней. Менеджмент компании приветствовал это решение.
По словам представителя ФНС, в финансовых документах, подготовленных Эдуардом Ребгуном, отсутствует раздел, содержащий результаты оценки возможности безубыточной деятельности должника. Представитель налоговой службы отметил, что такие исследования должны входить в отчет управляющего согласно правилам финансового анализа, утвержденным постановлением правительства РФ от 25 июня 2003 года. Вероятно, Эдуарду Ребгуну не пришло в голову включить в свой отчет план развития компании, которая, по его убеждению, должна вот-вот прекратить свое существование.
Собрание кредиторов продолжит свою работу 25 июля.
Подсчеты на пальцах
Между тем Эдуард Ребгун настаивает на достоверности приведенных им данных. По его словам, все оценки были сделаны им по материалам ЮКОСа. "Я ничего не мог высосать из пальца", - довольно эмоционально заявил управляющий. Ребгун считает, что компания оценивает свою стоимость в 30 млрд. долларов, исходя из цены привилегированных акций "Юганскнефтегаза" в размере 9-10 млрд. долларов, оставшихся активов ЮКОСа - более чем в 20 млрд. долларов и доли в "Газпром нефти" - в 3-4 млрд. долларов.
Финансовый директор Group MENATEP Тим Осборн утверждает, что временный управляющий манипулирует оценками, "чтобы снизить общую стоимость компании". Аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Мангилев тоже считает необоснованным проводить подсчет стоимости компании без учета перечисленных ликвидных активов. По данным эксперта, стоимость компании составляет 21 млрд. долларов, а ее доказанные долги - около 18 млрд. долларов.
Указанный размер задолженности может снизиться еще на 1,5 с лишним млрд. долларов благодаря средствам, вырученным ЮКОСом за его долю в Mazeikiu nafta (примерно 1,5 млрд. долларов) и Transpetrol (около 100 млн. долларов). Как заявил на собрании кредиторов Эдуард Ребгун, доход от продажи активов должен быть распределен между всеми кредиторами. Впрочем, это вряд ли спасет положение: у компании есть масса недоказанных долгов, которые могут всплыть в любой момент. И тогда, говорит Дмитрий Мангилев, сумма долга возрастет примерно до 28 млрд. долларов.
При этом вчера подтвердилась информация о том, что "Газпром" сделал предложение ЮКОСу о выкупе 20% доли компании в "Газпром нефти". Об этом заявил начальник управления корпоративных финансов "ЮКОС РМ" Юрий Худяков. В свою очередь, Эдуард Ребгун счел своим долгом напомнить, что все сделки стоимостью свыше 30 млн. рублей должны согласовываться с ним. То же самое управляющий говорил, когда ЮКОС предпринимал попытки реализовать свой пакет акций в литовском НПЗ. Из этого можно заключить, что возможная сделка с "Газпромом" будет максимально затягиваться. Очевидно, что до следующего заседания кредиторов, которое, повторим, состоится 25 июля, ситуация с активами ЮКОСа в "Газпром нефти" не разрешится и положение компании вряд ли улучшится.
Отметим, что всего на прошедшем собрании было зарегистрировано 24 кредитора, обладающих 99,61% голосов. Общая сумма зарегистрированной задолженности составила 258 млрд. 841 млн. 581 тыс. 80 рублей. Реестр кредиторов сформирован из 30 кредиторов с суммарными требованиями в размере более 491 млрд. 575 млн. рублей.
Стивен Тиди решил уйти
Кстати, еще до начала собрания кредиторов ЮКОСа президент компании Стивен Тиди уведомил российскую сторону о том, что не собирается присутствовать на мероприятии. "Я не буду принимать участие в телеконференции на собрании
кредиторов, потому что не хочу своим присутствием выражать веру в процесс, который является фарсом", - заявил он.
Кроме того, он сообщил, что принял решение оставить свой пост. Одновременно Тиди отказался от членства в совете директоров ЮКОСа, от должности председателя правления "ЮКОС-РМ", а также от должностей председателя правления и президента "ЮКОС-Москва". "На данный момент уже не осталось ничего, что я мог бы сделать существенно полезного для компании", - написал он в своем послании.
"Я оставался на этом посту значительно дольше, чем сделали бы многие другие на моем месте, но исключительно с целью добиться выполнения четырех целей: обеспечить выполнение обязательств перед сотрудниками, создать условия для осуществления выплат всем законным кредиторам компании, восстановить наши права на "Юганскнефтегаз", который был незаконным путем отторгнут от компании, или компенсировать его потерю, а также приложить все усилия для сохранения оставшихся активов компании как в России, так и за рубежом. Первую задачу мы выполнили, со второй было сложнее, однако путем ряда действий, в том числе продажи Mazeikiu nafta, а также ряда судебных процессов, нам, я полагаю, все же удалось направить процесс взаимоотношений с кредиторами в удовлетворяющее их русло", - говорится в письме Стивена Тиди.
Точка возврата
Отставка Стивена Тиди будет действительна с 1 августа. Этому могут помешать, оговорился глава компании, только такие непредвиденные обстоятельства, как необходимость защищать права ЮКОСа в Европейском суде. "Я пришел к выводу, что уже ничего не могу сделать для защиты оставшихся активов ЮКОСа в России. Если процедура банкротства будет запущена, это будет незаконно и наш иск с требованием возместить ущерб будет отправлен в Европейский суд по правам человека", - заявил Тиди.
Представитель ЮКОСа Клэр Дэвидсон также подтвердила "Газете", что все попытки "сесть за стол переговоров с российскими властями" оказались тщетными. "Мы пытались наладить разговор и с региональными властями в тех регионах, где у нас есть производственные мощности. Надеялись, что они помогут установить связь с правительством. Но все безрезультатно", - рассказала она "Газете".
Несмотря на свое решение покинуть пост президента, Стивен Тиди посчитал необходимым обратиться к кредиторам компании. Он призвал их сделать все для того, чтобы ЮКОС не был ликвидирован. "Менеджмент прилагает все усилия для продолжения деятельности компании перед лицом продолжающегося давления, чтобы сохранить ЮКОС как жизнеспособное предприятие, способное обеспечить занятость его сотрудников, заплатить законным кредиторам и оставить существенную прибыль своим акционерам", - сказал он.
Неизвестно, насколько доходчивыми для кредиторов окажутся эти слова, но время подумать у них есть. Неясно также, какова цель столь громогласной декларации об уходе президента компании, который, с одной стороны, уходит, а с другой - сохраняет за собой возможность остаться. Причем поскольку в Европейский суд компания точно пойдет, Тиди придется задержаться на своем посту. Вероятно, менеджмент компании решил использовать шоковую информационную терапию, чтобы оказать психологическое воздействие на кредиторов и всех, кто в состоянии хоть как-то повлиять на дело ЮКОСа.