Президент России сообщил, что "Газпром" в ближайшее время может принять решение" о будущих партнерах по Штокмановскому проекту, однако это сообщение было явным торговым предложением v и Владимир Путин не стеснялся саморекламы. "Можно представить себе, какой это объем? И что это значит для экономики Европы и для экономики Германии, потому что поставки только с этого месторождения могут быть осуществлены в течение 50-70 лет? Это создает абсолютно стабильную устойчивую ситуацию в экономике и в энергетике Европы",v говорил президент на итоговой пресс-конференции.
Предложение, которое Владимир Путин привез во Францию, не является чисто российскими. Федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель первой выдвинула предложение о переориентации ресурсов Штокмана в Европу, об этом вчера заявил сам Владимир Путин. А в пятницу премьер-министр Франции Доминик де Вильпен на конференции в Берлине, посвященной председательству ФРГ в ЕС, объявил о подготовке в марте 2007 года энергоконференции ЕС и странvпоставщиков энергоносителей. Главной темой этого саммита будет, видимо, предложение России.
Российскому президенту оставалось лишь пояснить, что Россия хочет от Европы в обмен на газ Штокмана. Это, по словам президента, новый формат Договора об энергетической хартии: Россия присоединится к нему, но "с поправками". Содержание поправок не раскрывалось, но смысл предложений России понятен. С 2003 года Россия отказалась от участия в Конференции по энергетической хартии из-за двух неразрешенных проблем в концепции документа. В новой хартии они, видимо, должны быть решены v в обмен на штокмановский газ.
Во-первых, сейчас ЕС в рамках хартии отказывается предоставлять "Газпрому" и его структурам льготные права на использование мощностей внутриевропейских газопроводов для доставки газа потребителям в ЕС (так называемое право первого отказа). "Первый отказ" позволяет "Газпрому" перезаключать краткосрочные транзитные договоры со странами ЕС, которым газ поставляется по долгосрочным контрактам, не конкурируя с европейскими трейдерами на аукционах по квотам на прокачку.
Во-вторых, ЕС при подготовке хартии объявил себя "организацией региональной экономической интеграции" (ОРЭИ), в рамках которой не действует режим транзита энергоносителей. Все перемещения газа по ЕС как ОРЭИ осуществляются по правилам, определяемым Еврокомиссией. Россия не верит в то, что Еврокомиссия будет учитывать ее интересы при изменении правил, и настаивает на том, что с каждой страной ЕС "Газпром" имеет право договариваться отдельно.
России в рамках хартии нужны, по сути, лишь гарантии того, что система долгосрочных договоров, по которой работает "Газпром", не будет разрушена с либерализацией рынка газа в ЕС летом 2007 года. А с теми странами, с которыми "Газпрому" удастся договориться (в первую очередь с ФРГ), ее даже можно будет развивать. Отметим, Франция и Германия не слишком довольны принципами либерализации рынка газа. Основу их экономик составляют компании E.ON, RWE, GdF и EdF, тесно связанные с политической элитой этих стран. Либерализация ставит под угрозу стабильность их бизнеса. Россия, по сути, напрямую предложила этим странам "дружбу против Еврокомиссии", настаивающей на либерализации и прежней версии хартии, подкрепив ее солидным взносом газа из Штокмана.
Впрочем, вряд ли одна встреча в Компьене позволит России единовременно решить все проблемы. К назначенному на март энергосаммиту в Берлине ситуация может поменяться, как это не раз происходило. Напомним, партнеров по Штокману "Газпром" ранее предполагал выбрать к концу 2005 года.






