"Симметрия и взаимность"
Энергетический диалог России и Евросоюза все больше и больше напоминает разговор слепого с глухим.
"Нам необходимо развивать предсказуемые отношения между российскими и иностранными компаниями. Работать так, чтобы укреплять наше доверие в энергетических отношениях", - признал в начале встречи недостаток доверия Андрис Пиебалгс. "Сопоставительный анализ", по информации "Времени новостей", прошел в исключительно миролюбивом, но совершенно абстрактном духе. Высокопоставленный гость, еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс, сформулировал примитивный принцип построения будущего взаимодействия - на базе "симметрии и взаимности". В том смысле, что европейцы будут пускать Россию на свои рынки ровно в той степени, в какой она допускает их. А радушный хозяин, глава Минпромэнерго России Виктор Христенко, высказался за "построение системы взаимоотношений, исключающей саму возможность каких-либо конфликтов путем формирования единого мнения по всем вопросам".
Пока что до построения этой идеальной системы очень далеко, и энергодиалог Россия-ЕС проходит в суровых условиях. Это лишний раз показал заочный "обмен мнениями", произошедший вчера по линии Брюссель - Москва. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу публично порадовался тому, что европейские страны наконец сплотились перед лицом энергетической опасности в ходе неформального саммита с Россией в финском Лахти. "Я был глубоко впечатлен решимостью всех стран-членов ЕС выступить перед Россией единым фронтом, - сообщил он. - Поступив так, мы смогли усилить наше послание, которое заключается в том, что энергетическая взаимозависимость между Европой и Россией потенциально отвечает интересам обеих сторон. Но Европа выиграет только при условии единства, если не будет говорить разными голосами. Если мы хотим уменьшить нашу внешнюю уязвимость и диверсифицировать внешние поставки энергии, нам нужно говорить с партнерами во всем мире единым голосом. Только через солидарность и координацию действий мы сможем укрепить свою энергетическую безопасность".
Один из главных "энергетических ястребов" Москвы, глава думского комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев (от имени которого, к примеру, перед самым саммитом "большой восьмерки" был внесен законопроект "Об экспорте газа") в ответ предъявил Брюсселю свой вариант "единства": "В лице ЕС мы имеем очень четко оформившийся картель потребителей российского газа, который навязывает нам тему ратификации договора об Энергетической хартии, которая не отвечает российским интересам - она определяет тему доступа к нашей трубопроводной системе. Нужно создание газового альянса, в который могут войти Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Россия, Украина, Белоруссия.
Завтра, случись снятие проблем по ядерной программе Ирана, я видел бы и Иран в этом альянсе".
Строго говоря, в той или иной мере главный субъект российской газовой дипломатии - "Газпром" - уже давно занимается выстраиванием отношений с крупными обладателями ресурсов. Вопрос о самостоятельном выходе среднеазиатского газа в Европу фактически снят (только через "Газпром" или аффилированные с ним структуры типа RosUkrEnergo). Со вторым по величине экспортером газа в ЕС - Алжиром - весной подписан меморандум о сотрудничестве. А координировать маркетинговую политику на газовых рынках с Ираном договаривались президенты двух стран - Владимир Путин и Махмуд Ахмадинежад.
Вопрос лишь в том, как долго Москва будет метаться от одной крайности к другой: от публичных предложений Европе поконкурировать с Китаем за газовые ресурсы Западной Сибири - к обещаниям развернуть в сторону европейских рынков газовые потоки со Штокмана. А через пару недель - новые угрозы о газовом картеле. В то время как чиновники ЕС вполне последовательно гнут линию на единую позицию в отношении поставщиков энергоресурсов.
Вот и сейчас делегация ЕС по главе с г-ном Пиебалгсом привезла на московскую конференцию презентацию, в которой беспокойство Брюсселя относительно газовой надежности России переведено на язык цифр. В ней говорится, что по прогнозным оценкам, фактические объемы экспорта газа из России могут оказаться меньше контрактных обязательств "Газпрома" со странами ЕС-25. В частности, по данным европейцев (точный источник информации в презентации не приводится), в 2010 году "Газпром" собирается экспортировать 220 млрд кубометров, из них 50 млрд кубометров - в страны СНГ и Балтии, 45 млрд в Турцию, Болгарию и Румынию (пока не являются членами союза) и лишь 125 млрд кубометров - в адрес 25 действующих членов ЕС. В то же время по действующим соглашениям законтрактован 151 млрд кубометров. Еще через 5 лет ситуация может ухудшиться: общий объем экспорта вырастет до 235 млрд кубометров, потребление в бывших советских республиках, Турции, Румынии и Болгарии останется на прежнем уровне, но добавятся проекты по экспорту СПГ и трубопроводным поставкам в Китай. В итоге на долю ЕС-25 останется всего лишь 116 млрд кубометров, в то время как обязательства "Газпрома" на 2015 год по контрактам составляют 176 млрд кубометров.
В "Газпроме" цифры комментировать не стали. Представитель концерна заявил "Времени новостей", что "никаких сомнений по поводу выполнения "Газпромом" контрактных обязательств нет и быть не может". "Все потребности наших покупателей в рамках заключенных договоров будут обеспечены в полном объеме", - добавил наш собеседник.