Газ - почтой
Кампания "Газпрома" по улучшения своего и российского имиджа грозит начаться с очередного транзитного скандала.
Г-н Медведев, согласно этому документу, пообещал двигаться вперед, развивая успех 2006 г., а также прилагать максимум усилий по своевременному информированию о деятельности компании партнеров и потребителей.
В это же время один из самых заклятых партнеров Газпрома - польская госкомпания PGNIG - опубликовала заявление, обвинив российскую компанию в частичной приостановке сотрудничества в рамках проекта по транзиту газа через территорию Польши. В пресс-релизе говорится, что 16 января в Москве состоялся наблюдательный совет компании EuRoPolGaz (владелец польского участка магистрального газопровода Ямал-Европа, по которому в Германию попадает свыше 20 млрд м3 природного газа, посвященное отношениям акционеров. Как известно, Газпрому и PGNIG принадлежит по 48% EuRoPolGaz, однако фактически контроль у польской стороны: 4% акций владеет трейдер Gas-Trading, голосующий в интересах Варшавы. Еще 2 года назад российский концерн предложил выйти на принцип 50 на 50, чтобы основные акционеры выкупили по 2% у миноритария. Однако поляки не захотели даже слушать о потере, пусть и косвенного, контроля.
Вчера после вялотекущего перетягивания канатов корпорации перешли к открытому политическому противостоянию. В своем заявлении польская госкомпания впервые открыто признает, что российская сторона потребовала обеспечить дополнительную власть в EuRoPolGaz сверх заложенной в соглашении 1993 года о создании совместного предприятия. Кроме того, говорится в пресс-релизе, представители Газпрома запросили отменить тариф на транспортировку газа по территории Польши, одобренный главой энергетического регулятора страны в декабре (справедливости ради надо отметить, что на днях арбитражный суд Варшавы признал тарифные требования законными). Представители польских акционеров в наблюдательном совете отвергли эти претензии как совершенно беспочвенные, - сообщается в пресс-релизе PGNIG. - По требованию г-на Медведева, представителя Газпрома, наблюдательный совет изменил свой modus operandi (в данном случае модель работы). Согласно новому порядку, технические вопросы будут теперь обсуждаться по почте. Более того, решения также будут приниматься аналогичным способом.
В польской компании утверждают, что российская сторона пообещала вернуться к нормальному формату работы совета, только когда другие акционеры согласятся с повышением влияния Газпрома на процесс принятия решений в EuRoPolGaz.
На деле отношение российских представителей в наблюдательном совете ведет к блокированию взаимодействия между акционерами и параличу работы совета. В Газпроме подтвердили желание снизить тарифы на прокачку, но отвергают версию о блокировании работы с целью увеличить свой пакет в EuRoPolGaz до 50%.
В программном пресс-релизе Газпрома по международному сотрудничеству г-н Медведев говорит, что в концерне в полной мере осознают и разделяют озабоченность Европейской Комиссии вопросами энергоснабжения ЕС и поддерживают усилия Европейского Союза по формированию единого европейского энергетического рынка.
Заставить Брюссель поверить в это будет сложно, ведь там всерьез считают, что Газпром стремится к европейским конечным потребителям не столько в поисках дополнительной прибыли, сколько для усиления влияния Москвы на энергетических рынках ЕС. Сейчас это влияние даже в процентном выражении невелико, если не считать бывшие страны Варшавского договора и республики СССР, где еще с советских времен российский газ доминирует в энергобалансах. А партнер, который без особых консультаций с потребителями из-за своих коммерческих проблем с транзитерами может прервать поставки нефти или газа, видится европейцам опасным и ненадежным. Письменное газовое общение с поляками, которые и так блокируют диалог Москвы и Брюсселя, явно не будет способствовать улучшению представлений о Газпроме и России.