Украинские трубы подтянут к российским недрам
Президент Владимир Путин впервые подтвердил, что Украина может получить доступ к российским месторождениям газа в обмен на долю в украинской газотранспортной системе.
Вчера, говоря на пресс-конференции о перспективах развития сотрудничества России и Украины в газовой сфере, президент Владимир Путин сделал сенсационное заявление. Он рассказал, что сегодня "речь идет об объединении активов, и украинские партнеры хотели бы не только создать газотранспортный консорциум, но и войти в добычные активы на территории России". Президент сам назвал эти предложения революционными, поскольку "мы это, как правило, не делаем". Однако тут же признал, что не совсем прав: он вспомнил, что по сходным схемам Россия сотрудничает с немецкими компаниями BASF и E.ON, а также "в принципе договаривается" с итальянской Enel. В итоге Владимир Путин не исключил, что в список может быть включена Украина: "Мы должны подумать. Но интерес есть. Эксперты правительства и президентских структур ищут наиболее оптимальный для украинских партнеров подход к реализации этой идеи".
"Газпром", НАК "Нафтогаз Украины" и чиновники обеих стран вчера оказались не готовы пояснить, что имел в виду Владимир Путин. Однако на этой неделе глава "Газпрома" Алексей Миллер действительно встречался с руководителем минтопэнерго Украины Юрием Бойко для "обсуждения сотрудничества в газовой сфере". Источник в правительстве Украины пояснил Ъ, что Украина предложила России три сценария развития газового сотрудничества. Сценарий максимальной интеграции предполагает создание транснациональной корпорации, в уставной фонд которой Украина передаст акции "Укртрансгаза" (владеет всеми магистральными газопроводами на Украине), а Россия внесет ресурсную базу – месторождения с ежегодной добычей 30-50 млрд кубометров легкоизвлекаемого газа поблизости от трубопроводов. Менее радикальный сценарий предполагает создание СП, которое получит те же активы в концессию. Самый мягкий вариант предполагает возврат к ранее созданному и бездействующему с 2006 года СП "Международный консорциум по управлению газотранспортной системой Украины". То есть речь идет только о допуске России к управлению газопроводами Украины, о долевом строительстве новых газопроводов и лицензиях на новые месторождения.
Источник Ъ в "Газпроме" пояснил, что переговоры "находятся в начальной стадии". По его словам, Россия определит перечень месторождений, которые может получить Украина только после того, как последняя внесет изменения в свою конституцию. Они необходимы, чтобы СП сторон могло получить в собственность магистральные газопроводы Украины. Поправки должны продемонстрировать готовность Киева к сценарию максимальной интеграции, который в первую очередь и интересует Россию. "Украине необходимо заручиться поддержкой РФ и гарантировать ежегодно импорт 50-70 млрд кубометров газа с 2010 года, то есть после прекращения гарантий Туркмении по поставкам газа,– пояснил собеседник Ъ.– В этих условиях нет смысла сотрясать воздух пустыми обещаниями: если они меняют законодательство, мы выбираем ресурсную базу".
В пресс-службе вице-премьера Украины Андрея Клюева Ъ подтвердили, что вывод магистральных газопроводов из списка стратегических гособъектов потребует внесения изменений в конституцию страны. Для этого нужно собрать 337 голосов депутатов верховной рады. Блок партии Виктора Януковича насчитывает только 246 голосов. То есть для принятия этого решения потребуется поддержка блока Юлии Тимошенко или президентской фракции "Наша Украина" Виктора Ющенко. О том, с кем проще договориться российским властям, вчера сообщил сам Владимир Путин: "Я бы хотел в ближайшее время встретиться с Виктором Андреевичем Ющенко и, может быть, с председателем правительства Украины, обсудить их предложения, которые прорабатываются на экспертном уровне в России".
Как отмечает президент московского Центра исследований национальной конкурентоспособности Алексей Макушкин, идея обмена активами России и Украины в газовой сфере обсуждается много лет. По мнению эксперта, Россия "сделала ряд ошибок", предлагая Украине "забрать газопроводы за долги". Последняя, со своей стороны, пыталась продать свои трубопроводы США и Евросоюзу, но неудачно. "Это логически подводит РФ и Украину к необходимости совместного использования транспортных мощностей,– полагает господин Макушкин.– Без массированных вложений $7-12 млрд Украина не удержит такую мощную транспортную систему больше пяти лет, после чего придется ее закрыть. После окончания "оранжевой революции" и многочисленных смен властей, в Киеве весной 2006 года пришли к пониманию этого и предложили России вернуться к обсуждению".
Господин Макушкин оценивает магистральные газопроводы Украины в $20-25 млрд, но уточняет, что с учетом износа "в расчет пойдет стоимость со значительным дисконтом и России придется искать ресурсную базу примерно на $7-10 млрд". Любопытно, что отраслевые аналитики совершенно независимо оценили месторождения с добычей 30-50 млрд кубометров газа в год примерно на том же уровне. Так, аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров говорит как раз о $7-10 млрд. Таким образом, Россия и Украина явно не в начале "обменного диалога" – равноценные активы уже подобраны.