Кто не рискует, тот газа не нюхает
"Газпром" наконец подписал договор о покупке 50% акций "Белтрансгаза". Таким образом, монополия получила доступ к управлению магистральными трубопроводами, по которым экспортируется четвертая часть российского газа.
В пятницу вечером "Газпром" подписал с Белоруссией соглашение о приобретении акций "Белтрансгаза", владеющего магистральными газопроводами, по которым экспортируется российский газ в Польшу и Германию. Как сообщил вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко, в течение 20 дней российская монополия заплатит $625 млн, после чего на ее баланс перечислят 12,5% акций "Белтрансгаза". Еще 37,5% акций будут выкуплены равными долями в 2008-2010 годах (общая сумма сделки составит $2,5 млрд). Как сообщили в пресс-службе "Газпрома", предусматривается поэтапный рост уровня оптовой наценки к цене газа для белорусских потребителей, а также обязательство Белоруссии не вводить на "Белтрансгазе" "золотую акцию".
Договоренность о продаже "Газпрому" половины "Белтрансгаза" была достигнута еще в ходе новогоднего конфликта двух стран о поставках газа Белоруссии. Но стороны долго не могли согласовать соответствующий договор. Еще в пятницу днем казалось, что и на этот раз подписание не состоится. Запланированный визит главы "Газпрома" Алексея Миллера в Минск был отменен за несколько часов до вылета, так же как и заранее назначенная пресс-конференция. "Подписание пакета документов по созданию совместной газотранспортной организации на базе "Белтрансгаза" переносится на более поздний период в связи с необходимостью дополнительного согласования одного из подпунктов договора купли-продажи "Газпромом" акций "Белтрансгаза"",– пояснили в пятницу днем в белорусском правительстве. Не опровергали пессимизма партнеров и в "Газпроме", отмечая, что срок создания СП истекает 1 июня. "У нас с белорусскими коллегами добрая традиция, 31-го числа мы согласовываем последние детали",– говорил заместитель начальника департамента по информполитике "Газпрома" Сергей Куприянов. Он намекал на протокол о поставках российского газа, подписанный Алексеем Миллером и премьер-министром Белоруссии Сергеем Сидорским за пару минут до 31 декабря 2006 года.
"Газпром" уже давно пытается получить контроль над "Белтрансгазом". Еще в 1994 году Виктор Черномырдин, возглавлявший тогда правительство РФ, сразу после выборов в Белоруссии предложил новому президенту страны Александру Лукашенко приватизировать и продать "Газпрому" "Белтрансгаз". Отметим, что открытая поддержка господина Черномырдина позволила Александру Лукашенко победить на выборах своего оппонента Вячеслава Кебича. А спустя два года Виктор Черномырдин приезжал в Минск, чтобы примирить оппозиционно настроенный к президенту белорусский парламент. Примирение состоялось, парламент распустили, но "Белтрансгаз" не был приватизирован.
Даже когда в 2002 году президент РФ Владимир Путин поставил свою подпись рядом с подписью Александра Лукашенко под пакетными документами о создании СП на базе "Белтрансгаза" до 1 июля 2003 года, ничего не изменилось. Поэтому в пятницу казалось, что белорусские власти придумали еще один способ затянуть создание СП.
Как рассказал Ъ менеджер "Газпрома", стороны не могли договориться, по юрисдикции какой страны решать спорные вопросы. "Белорусская сторона настаивала на решении вопросов по белорусскому законодательству, поскольку "Белтрансгаз" находится на территории Белоруссии и СП будет зарегистрировано здесь же. Но российская сторона была против и предлагала оформить все по стандартам российского права. В результате многочисленных переговоров в пятницу утром "Газпром" предложил решать спорные вопросы в рамках международной юрисдикции, в третейских судах. Белорусы в принципе не возражали, но попросили время для переоформления документов",– рассказал собеседник Ъ. Эту информацию подтвердил еще один топ-менеджер газовой монополии.
В Минск срочно вылетел зампред правления "Газпрома" Валерий Голубев, наделенный полномочиями подписания всех необходимых документов. Белорусы полдня совещались. Затем быстро переоформили все необходимые документы, и к 19.10 по московскому времени был подписан договор купли-продажи и дополнение к "новогоднему" протоколу.
По словам независимых юристов, обращение к международным судам означает, что стороны не вполне доверяют друг другу. "Выбрав право третьей страны, стороны страхуются от взаимных опасений, что в законодательстве той или другой страны содержатся подводные камни, о которых знает один из акционеров, во избежание не предусмотренных договором нюансов,– пояснил директор аналитического департамента юридической фирмы "Вегас-Лекс СНГ" Максим Черниговский.– Общепризнанные неподкупные арбитражные центры есть в Стокгольме, Женеве, Лондоне, два – в Нидерландах". Управляющий партнер "Линии права" Андрей Новаковский подчеркнул, что 12,5% акций не дают право контроля над предприятием, а позволяют только получать информацию о его работе, но не влиять на управленческие решения. "Любые изменения законодательного режима, которые приводят к невозможности исполнения договора либо к тому, что это исполнение становится неинтересным для "Газпрома", договор может быть расторгнут,– заметил юрист.– Например, в случае дефолта, за который отвечает правительство Белоруссии, или совершения сделок с заинтересованностью, невыгодных российской монополии".
Однако при этом отраслевые эксперты уверены, что у белорусских властей остаются инструменты влияния на договоренности с "Газпромом". Более того, Белоруссия может использовать для этого опыт самой России. "У Александра Лукашенко остается в кармане "ход Митволя", или "сахалинский метод", для сдерживания цен на российский газ,– полагает Михаил Корчемкин из East European Gas Analisis.– Поскольку газопровод Ямал–Европа построен менее четырех лет назад и на трассе легко можно найти нарушения природоохранных и строительных нормативов, многомиллиардные штрафы можно погасить национализацией белорусского участка газопровода". По мнению господина Корчемкина, эта угроза будет влиять на позицию "Газпрома" в случае новых конфликтов вокруг "Белтрансгаза".