ВР: самый лучший компромисс
Генри Форд сказал бы: выбирайте себе в партнеры кого хотите, но при условии, что этот партнер - 'Газпром'*.
У ВР, как и у других западных компаний, есть опыт и технологии, которые нужны русским. Это понятно. Эффект, который получит ВР от проведения такого 'взаимозачета' и образования международного предприятия, просчитать гораздо сложнее - особенно если учитывать, что 'Газпром' 'согласился' вступить в партнерские отношения и с ВР, и с ее конкурентами. Что же касается утверждений о том, что весь ряд последних соглашений, подписанных под неслабым давлением, закладывает прочный фундамент для инвестиций в российский ресурсный сектор, то такой взгляд, конечно, весьма оптимистичен и опирается на один весьма убедительно доказанный факт - а именно, что переговорная позиция Москвы по-настоящему сильна, но также и на одно предположение - что в будущем Москва этой позицией сможет умно распорядиться.
* 'И вот в 1909 году как-то утром, никого не предупреждая, я объявил, что с этого момента мы будем производить только одну модель, что это будет 'Модель Т', и что шасси для всех ее модификаций будет совершенно одинаковое. По поводу цвета я заметил: 'Потребитель имеет право иметь машину какого угодно цвета, если этот цвет - черный'