Откуда у нефти московская грусть?
Конфликт между правительством Москвы и компанией «Газпромнефть» ( «дочка» ОАО «Газпром») вокруг Московского нефтеперерабатывающего завода набирает обороты. Этот скандал тлел уже пару лет, пока в конце мая этого года «ОАО «Газпромнефть» и другие м.
Этот скандал тлел уже пару лет, пока в конце мая этого года «ОАО «Газпромнефть» и другие миноритарные акционеры ОАО «Московский нефтеперерабатывающий завод» (МНПЗ) не заявили об отказе участвовать во внеочередном собрании акционеров завода, по вопросу выплаты дивидендов за I квартал 2007 года. Газпромовцы посчитали решения собрания заведомо «ничтожными», так как, по их мнению, собрание инициировано Советом директоров, состав которого избран незаконно».
Напомним, что «Московская нефтегазовая компания» (МНГК), основными акционерами которой являются Sibir Energy, контролируемая Шалвой Чигиринским, и правительство Москвы владеют 38% уставного капитала МНПЗ, имея 51% от всех голосующих акций. «Газпромнефть» контролирует 35% акций, «Татнефть» — 17.9% (в том числе 7.9% голосующих).
Справедливости ради, надо заметить, что конфликт с «Газпромнефтью» московскому правительству и Sibir Energy перешел по наследству от «Сибнефти». Тогда обе компании на паритетных началах создали компанию «Сибнефть-Югра» для разработки Приобского месторождения с запасами нефти в 300 млн. тонн.
Тогда же г-н Чигиринский внес свою долю в этом активе в уставный капитал МНГК. МНГК, в свою очередь, создавалась мэром Москвы Юрием Лужковым как вертикально-интегрированный холдинг, в который входили Московский НПЗ и сеть заправок. Поскольку своих добывающих мощностей у МНГК не было, мэр Москвы попытался найти нефтедобывающую компанию, которая была бы готова обеспечить столичный завод нефтью. В МНГК он пытался пригласить и ЛУКОЙЛ, и «Татнефть», но в итоге смог договориться только с Sibir Energy. Но тут выяснилось, что пока г-н Чигиринский договаривался с г-ном Лужковым, «Сибнефть» путем двух допэмиссий смогла размыть долю Sibir Energy в «Сибнефти-Югре» с 50 до 0,9%.
Сразу же после этого заявления всплыли и факты, которые руководство МНПЗ пыталось держать в тайне. Так, нам стало известно, что в 2006 году на годовое собрание МНПЗ не были допущены представители «Газпромнефти» и «Татнефти». По словам тогдашнего президента «Газпромнефти» Александра Рязанова, компанию на собрание не пустили под предлогом отсутствия доверенности. В итоге в совет директоров МНПЗ вошли только представители МНГК. В то время «Газпромнефть» только была куплена газовым монополистом у Романа Абрамовича и получила свое нынешнее название (до этого компания называлась «Сибнефть»). Как говорилось в сообщении Московского НПЗ, в июньском списке кандидатов в совет директоров были включены представители «Сибнефти», входившие в предыдущий совет директоров, в том числе глава компании «Миллхаус» (управляющей активами Романа Абрамовича и его партнеров) Давид Давидович, начальник планово-бюджетного управления «Сибнефти» Ольга Ковальчук и бывший вице-президент «Сибнефти» Андрей Комаров, а также один представитель «Татнефти» Алексей Рахманов. Но эти кандидаты по понятным причинам не набрали необходимого числа голосов.
Однако Московский арбитражный суд признал незаконным избрание Совета директоров ОАО «Московский НПЗ» (МНПЗ) на годовом собрании в 2006 году. Но увы, это решение не только не примирило стороны, но и дало повод к новому витку скандала.
Основной акционер МНПЗ – Московская нефтегазовая компания (МНГК), владеющая 50,84% голосующих акций и 38,13% уставного капитала МНПЗ, подготовилась к приходу «заклятых коллег» на завод. В преддверии возвращения в руководство МНПЗ представителей нефтяников традиционно подконтрольные им отделы были реформированы и лишены значительной части полномочий.
Признание недействительным решения предыдущего годового собрания акционеров об избрании совета директоров теоретически ставит под вопрос законность реорганизации, поскольку утвердил новую организационную структуру МНПЗ совет директоров в «нелегитимном» составе.
Конечно, теперь становятся понятны претензии «Газпрома», как и ясно то, что он будут оспаривать любые решения совета директоров. Но, если учитывать российскую юридическую практику, то каждое решение совета директоров, избрание которого признано нелегитимным, будет оспаривается отдельно. А на это уйдет масса времени, за которое все еще может измениться.
Следует отметить, что «Газпром» давно уже хочет войти в МНПЗ. Еще в прошлом году Алексей Миллер приглашал московского мэра на переговоры, где предлагал выкупить долю столичного правительства в МНГК. («напомним, что у города есть задолженность перед «Газпромом»). Но и из этого ничего не вышло.
Когда же конфликт перерос из внутреотраслевых рамок, к спору, неожиданно (а может и нет, как знать) подключилась третья сила Счетная палата.
В Счетной палате нам заявили, что они собираются провести с 3 сентября по 10 декабря 2007 года полную финансово-хозяйственную экспертизу МНПЗ. Таким образом, государство неумышленно становится третейским судьей в споре между мажоритарным владельцем завода - "Московской нефтегазовой компанией" (МНГК) – и альянсом миноритариев - "Газпром нефтью" и "Татнефтью". Результаты экспертизы могут явиться весомым аргументом в стремлении миноритариев доказать неэффективность нынешнего менеджмента завода и приблизить многолетний конфликт к разрешению, что должно положительно сказаться на перспективах МНПЗ.
Наши корреспонденты будут следить за развитием событий.