USD 97.955

+0.12

EUR 104.8522

-0.6

Brent 71.6

-0.37

Природный газ 2.925

-0.01

...

Бонжур, "Штокман"

"Газпром" наконец привлек первого зарубежного партнера в свой самый крупный новый проект - разработку Штокмановского газоконденсатного месторождения.

Бонжур, "Штокман"

"Газпром" наконец привлек первого зарубежного партнера в свой самый крупный новый проект - разработку Штокмановского газоконденсатного месторождения. Сегодня, как сообщил в специальном заявлении глава "Газпрома" Алексей Миллер, в центральном офисе концерна на улице Наметкина в Москве будет подписано соглашение с французской Total - она получит долю в 25% в компании, которая займется строительством инфраструктуры для первой фазы проекта. И хотя источник в "Газпроме" вчера утверждал, что, по соглашению, Total станет лишь техническим партнером концерна, можно говорить, что Россия сделала серьезный шаг в пользу партнерства с Францией.

"Штокман" уже давно перестал восприниматься просто как бизнес-проект. Речь идет об одном из крупнейших месторождений мира, расположенном на шельфе Баренцева моря, с запасами 3,7 трлн кубометров газа (прежняя оценка - 3,2 трлн). Начать экспорт с этого месторождения в рамках первой фазы его освоения "Газпром" планировал в 2013 году - предполагались поставки сжиженного газа в США (до 15 млн тонн в год). Для разработки этого сложного месторождения требовался иностранный партнер. Российский концерн объявил конкурс по обмену 49-процентной доли в "Штокмане" на привлекательные активы в Европе и Америке. Первыми откликнулись на это предложение американские компании. В шорт-лист попали Сhevron и ConocoPhillips, норвежские Hydro и Statoil, а также французская Тotal.

"Газпром" очень долго не мог сделать выбор между ними и много раз переносил дату объявления результатов. Американцы казались лидерами среди других соискателей, однако проект, учитывая его масштабы и роль в будущей системе международного энергообмена, неизбежно приобретал и политический характер. Между тем отношения с США были к тому времени, мягко говоря, уже далеко не блестящими, и приглашение именно американских компаний в такой важный проект выглядело бы непонятной уступкой. Эксперты же говорили, что наилучшими технологиями для разработки месторождения обладают прежде всего норвежские компании, а также Total, но предложенные ими активы для обмена на вхождение в проект не устраивали российскую сторону.

В итоге минувшей осенью г-н Миллер объявил, что добычу штокмановского газа решено никому из иностранцев не отдавать. "При разработке этого месторождения будут использоваться современные технологии и технические решения, в том числе в производстве СПГ, - говорилось в пресс-релизе "Газпрома" по этому поводу. - Для этих целей в качестве подрядчиков будут привлечены авторитетные международные компании. Важнейшим условием этих подрядных договоров будет являться соблюдение сроков и стоимости работ". В принципе, говорили эксперты, с точки зрения бизнеса это было правильное решение - ведь запасы на месторождении более чем вероятно будут расти и дальше, а потому отдавать его иностранцам за активы, стоимость которых по сравнению со "Штокманом" будет почти наверняка уменьшаться, было бы неправильно - на этот счет уже есть опыт заключенных в 90-е годы на невыгодных условиях соглашений о разделе продукции (СРП).

При этом в "Газпроме" было решено не экспортировать штокмановский газ в США (во всяком случае, на первом этапе освоения), а подкрепить им европейское направление - вторую нитку газопровода "Северный поток".

Впрочем, компании из шорт-листа "Газпрома" не высказывали энтузиазма по поводу того, что им предлагают делиться технологиями, не давая при этом доступа к добыче. Руководители Total прямо возмущались. "Мы не сервисная компания, мы должны иметь доступ к добыче и соответственно к вознаграждению", - говорил российским журналистам вице-президент французской компании Менно Грувель в октябре прошлого года. Но при этом он указывал, что Total продолжает переговоры с "Газпромом" об участии в проекте. А уже зимой появилась информация, что в ходе этих переговоров разрабатывается схема конкретного участия французов в разработке Штокмановского месторождения. В апреле уже этого года к Алексею Миллеру приезжал глава Total Кристоф де Маржери - до своего назначения на этот пост он курировал в компании добычу. Но подробности встречи стороны решили не разглашать.

В "Газпроме" тем временем прошло два крупных совещания по вопросу разработки "Штокмана". А вчера Алексей Миллер (который по-прежнему находится в больнице) сделал заявление, в котором объявил, что договоренности с французской компанией о работе на Штокмановском месторождении достигнуты.

"Первая фаза освоения месторождения предусматривает добычу 23,7 млрд кубометров природного газа и начало поставок по газопроводу в 2013 году, сжиженного природного газа - в 2014 году, - говорится в заявлении г-на Миллера. - Для организации проектирования, финансирования и строительства в рамках проекта создается компания специального назначения, которая впоследствии будет собственником инфраструктуры первой фазы. Доля "Газпрома" в уставном капитале создаваемой компании составит 75%, доля Total - 25%. Предусмотрена возможность привлечения еще одного или нескольких иностранных партнеров на долю до 24% за счет снижения участия "Газпрома". В любом случае "Газпром" сохранит за собой не менее 51% акций в компании специального назначения, 100% акций компании - владельца лицензии на месторождение и будет собственником всего объема добываемых углеводородов".

Источник в "Газпроме" вчера добавил, что штокмановский газ будет реализовываться в рамках единого экспортного канала "Газпромом". "Мы по-прежнему рассчитываем, что газ "Штокмана" будет поставляться по Северо-Европейскому газопроводу в Европу "Газпромом", - цитирует его Интерфакс. - Total заработает на доле от продажи газа создаваемым СП в адрес "Газпрома". Правда, как это сочетается с заявлением г-на Миллера о том, что собственником всего газа будет "Газпром", вчера не уточнялось. Возможно, газ, получаемый на скважине, будет принадлежать СП с французским участием, но поступать он будет целиком только "Газпрому", который и будет им далее распоряжаться.
Представитель концерна также отметил, что при разработке "Штокмана" будут использоваться технические решения, предлагаемые Total: "Там будут использоваться технологии, которые они в свое время предлагали".

Другими участниками проекта, судя по всему, станут после французов норвежские компании, говорит источник "Времени новостей", близкий к штокмановскому проекту. "Скорее всего это будет Hydro, но возможно, что и ее альянс со Statoil. Норвежцы - это же ближайшие соседи "Штокмана", у них есть опыт работы на похожих месторождениях, поэтому их участие просто необходимо", - считает он.

В свете решения по "Штокману" симптоматичным выглядит и еще одно поступившее вчера сообщение. Россия теперь, видимо, не будет препятствовать работе Total на Харьягинском нефтяном месторождении в Ненецком автономном округе. Как известно, оно разрабатывается на условиях СРП, 90% в проекте контролируют Total и Hydro (французы - 50%, норвежцы - 40%), еще 10% принадлежит государственной Ненецкой нефтяной компании. У Минприроды было много претензий к работе этого СРП, прежде всего несоответствие объемов добычи записанным в лицензионном соглашении. Кроме того, не раз заявлялось, что ЛУКОЙЛ может попытаться реализовать опцион на покупку 20-процентной доли в проекте за счет снижения доли Total и Hydro. Теперь, надо полагать, все эти угрозы нивелированы. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что вчера объединенный комитет по Харьягинскому СРП при Минпромэнерго решил увеличить смету проекта на этот год на 12% - с 146,5 до 164 млн долл. До сих пор госорганы смету только сокращали.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram