А мы пойдем другим путем
ЛУКОЙЛ хочет начать кампанию по повышению закупочных цен на российскую нефть европейскими трейдерами. Об этом заявил вчера его глава Вагит Алекперов.
Свою позицию ЛУКОЙЛ объясняет объективными причинами: с начала этого года Белоруссия увеличила более чем на треть пошлины на транзит нефти по нефтепроводу "Дружба". В результате, по словам г-на Алекперова, это направление стало менее рентабельным по сравнению с транспортировкой морем, и ЛУКОЙЛ уже с начала года был вынужден перенаправить часть своей нефти в Балтийскую трубопроводную систему и далее в порт Приморск.
Впрочем, по мнению экспертов, полностью переориентировать экспорт нефти в Восточную Европу с "Дружбы" на БТС компания не сможет технически. Ведь пропускные способности БТС и принимающих портов ограничены. Да и в том, что это выгоднее, они сильно сомневаются. "Просто ЛУКОЙЛ хочет отказаться от работы с основным поставщиком российской нефти в Восточную Европу - компанией Sunimex, - говорит источник "Времени новостей" на нефтяном рынке. - Но в более или менее серьезном объеме ему это вряд ли удастся".
Какой именно цены на российскую нефть хочет добиться ЛУКОЙЛ, в компании пока не раскрывают. Но недавно она уже продемонстрировала германскому нефтеперерабатывающему заводу PCK Raffinerie готовность сократить в случае необходимости поставки. Как рассказали западным СМИ представители PCK Raffinerie, летом трейдеры предупредили руководство НПЗ о возможных колебаниях в поставках, после чего в июле объем российской нефти, поступавшей на НПЗ, резко упал.
По данным "Транснефти", ЛУКОЙЛ сократил свои поставки в Германию почти на треть.
Вчера в компании г-на Алекперова сообщили, что конфликт с PCK Raffinerie исчерпан. По словам представителя пресс-службы ЛУКОЙЛа, в сентябре компания будет поставлять нефть в Германию в прежнем объеме. В PCK Raffinerie также говорят о возобновлении отношений с ЛУКОЙЛом. "Мы видим, что ежедневные поставки нормализуются", - сказал Reuters представитель НПЗ.
В ЛУКОЙЛе подчеркивают, что желание диверсифицировать поставки продиктовано только рыночными соображениями: "Поставки морем, даже с учетом платы за фрахт, даже если будет небольшое "плечо", обходятся компании дешевле, чем транспортировка нефти по трубопроводу, поэтому мы и переориентировали часть объема. Наши контрагенты это понимают". При этом в компании подчеркивают, что возможное сокращение поставок нефти не должно вызвать серьезного недовольства у конечных потребителей российской нефти: "В контрактах обычно прописывают возможность колебаний поставок по месяцам. Ведь самое главное - обеспечить общий объем нефти, указанный в контракте".
По данным ЦДУ ТЭК, ЛУКОЙЛ экспортировал по "Дружбе" в январе-мае в Германию в среднем около 560 тыс. тонн нефти в месяц, в Польшу - 170 тыс. тонн, в Чехию - 50 тыс., в Словакию - около 15 тыс. В качестве альтернативы "Дружбе" ЛУКОЙЛ предлагает транспортировать нефть по БТС в Приморск и оттуда морем до германского порта Росток. К этому порту подходят два нефтепровода: один в бранденбургский Шведте (как раз на PCK Raffinerie), другой - в саксонский Белен. Мощность нефтеперевалочного порта составляет около 8,7 млн тонн нефти в год.
Как отмечают эксперты, сейчас терминал полностью загружен и принять дополнительные 800 тыс. тонн нефти в месяц вряд ли сможет. Да и трейдеры Total на терминале Rostok вряд ли захотят работать с ЛУКОЙЛом напрямую - их вполне устраивает давно налаженное сотрудничество с Sunimex. Так что места для маневров на европейском рынке у ЛУКОЙЛа практически нет, потому и поставки в Германию уже идут в прежнем объеме. Впрочем, как говорят в "Транснефти", ЛУКОЙЛ может выбрать и другой путь, например через нефтепровод Одесса-Броды, который пока в отличие от БТС имеет свободные мощности. Но вряд ли можно говорить о том, что маршрут через турецкие проливы будет более рентабельным, чем поставки по "Дружбе" через Белоруссию.