"Газпром" не богадельня"
Миллиардный долг украинских потребителей за поставки среднеазиатского газа, скорейшего погашения которого "Газпром" потребовал во вторник, вчера продолжал обсуждаться в политическом контексте.
А от г-на Медведева Юрий Бойко узнал, что "Газпром" не богадельня, а крупная компания, которая реализует масштабные инвестиционные, а также социальные проекты, которая не может ставить под угрозу свои инвестиционные планы в зависимость от долговой ситуации и поставок".
Президент Украины Виктор Ющенко, прибыв к вечеру в Германию, заявил там прессе, что у украинского государства и "Нафтогаза Украины" нет долгов перед "Газпромом". "Я не думаю, что это удачное заявление и что оно сформулировано в такой форме и в такой время, которое отвечает конструктивизму наших отношений", - пожурил он российского монополиста.
Тем временем политические страсти вокруг задолженности в полную силу запылали в Киеве. Еще накануне лидер блока своего имени Юлия Тимошенко, которая считается наиболее вероятным кандидатом на пост нового премьер-министра, пообещала разобраться с виновниками появления долга и в целом с действующей схемой поставок газа на Украину. Вчера она публично пообещала решить проблему в течение двух месяцев. И ее совершенно не смутило то, что "Газпрому" уже обещано урегулировать долг до конца октября.
"Для того чтобы давать четкие рецепты (решения проблемы. - Ред.), необходимо тщательно изучить ситуацию - откуда возник долг, куда делись деньги, кто принимал решение не платить вовремя "Газпрому", выводить деньги в теневую сферу, - цитирует Интерфакс г-жу Тимошенко. - Единственное, что я могу сказать уверенно, что Украину мы с таким долгом не оставим даже на два месяца. Мы этот долг покроем, и я думаю, что наоборот - будут еще должны Украине".
Заочно оппонировал ей первый вице-премьер правительства Януковича Николай Азаров. "Я еще раз хочу подчеркнуть, что ни с какой политической ситуацией этот вопрос не связан", - говорил он на пресс-конференции. При этом он заявил, что те объемы долга, которые были заявлены "Газпромом", "не могут отвечать действительности". "Не может быть и речи о том объеме долга, о котором он говорит. Видимо, он воспользовался, скажем так, не совсем точными данными", - сказал чиновник.
Между тем конкретных цифр, кто, кому и сколько должен в сложносочиненной цепочке поставок импортного газа на Украину, вчера никто так и не представил. Среднеазиатский газ попадает к украинским потребителям через трех посредников. Сначала "Газпром", покупающий его у Туркменистана и Узбекистана по 100 долл. за тысячу кубометров, с символической наценкой передает его швейцарскому трейдеру RosUkrEnergo (совместное предприятие "Газпрома" с украинскими бизнесменами Дмитрием Фирташем и Иваном Фурсиным). RUE транспортирует сырье до границы с Украиной и продает по 135 долл. за тысячу кубометров компании "Укргазэнерго" (паритетное СП RosUkrEnergo и "Нафтогаза Украины"). В свою очередь, уже это предприятие реализует газ промышленным потребителям на условиях предоплаты и "дочкам" "Нафтогаза" - "Газу Украины" и "Укртрансгазу".
Во вторник "Газпром" объявил, что "украинская сторона" задолжала ему более 1,3 млрд долл. за поставленный газ. И пригрозил сокращением поставок в случае неурегулирования вопроса в октябре.
Источник "Времени новостей", близкий к переговорам, говорит, что общий долг "Нафтогаза" за импортный газ составляет около 1 млрд долл. По словам другого собеседника, остальная сумма долга могла образоваться в связи с тем, что "Укргазэнерго" активно закачивало газ в подземные хранилища для последующей продажи потребителям в осенне-зимний период. Сейчас в украинских ПХГ около 12 млрд кубометров газа этого предприятия стоимостью около 1,5 млрд долл. И вполне вероятно, за часть компания еще не успела рассчитаться.
Между родственными компаниями в газовом бизнесе такие рассрочки платежей - обычное дело. Но поскольку схема поставок газа "зашаталась" в связи с ожидаемой сменой правящей коалиции, "Газпром" решил зафиксировать наличие долга.
Европейцы, которых "Газпром" уведомил о наличии долговой претензии к главному транзитеру российского газа, пока демонстрируют спокойствие. Представитель Еврокомиссии по вопросам энергетики Ферран Тарраделлас Эспуни заявил, что спор должен решаться в рамках существующего между сторонами контракта. "К этому контракту у нас нет никакого доступа. Дискуссия должна быть решена в соответствии с контрактом, и решение должно быть найдено как можно скорее, - сообщил он, отметив обещание "Газпрома", что "этот кризис не отразится на поставках газа в ЕС". "Мы приняли во внимание эти гарантии от "Газпрома", - подытожил чиновник Еврокомиссии.