Ашхабад толкает Киев к Европе
Глава "Газпрома" Алексей Миллер не стал отчаянно торговаться с туркменским лидером о цене на газ.
Как сообщила пресс-служба "Газпрома", переговоры г-на Миллера с г-ном Бердымухамедовым завершились подписанием дополнения к контракту на поставку природного газа. В соответствии с документом "цена газа в первом полугодии 2008 года составит 130 долл., во втором - 150 долл., а с 1 января 2009-го будет определяться по формуле цены на рыночных принципах". Объем поставок останется без изменений - около 42 млрд кубометров, которые способна пропустить газотранспортная система "Средняя Азия - Центр". Таким образом, среднегодовая цена будет 140 долл., а разделение по полугодиям сделано для большей наглядности обоснования. "Достигнутое соглашение учитывает конъюнктуру рынка газа, существенный рост цен на газ, а также на материалы и услуги, использующиеся в газовой отрасли Туркменистана", - говорится в сообщении "Газпрома".
Еще в минувшую пятницу после первого раунда переговоров Алексей Миллер поведал прессе, что туркменские партнеры поставили вопрос о повышении цены газа "как минимум на 30%". И тут же признался, что во второй половине будущего года цена газа по европейским контрактам "Газпрома" вырастет до 354 долл. за тысячу кубометров. Поэтому концерн договорился с Ашхабадом увеличивать цену в два захода.
Согласившись на увеличение цены (несмотря на действующий контракт с фиксированной ценой 100 долл. до конца 2009 года), "Газпром" уже в который раз не получил стратегической выгоды - например, долгосрочных гарантий поставок с предсказуемыми принципами ценообразования. Г-н Миллер, правда, отметил, что "формула цены, которая начнет действовать с 2009 года, будет определять цену поставок по долгосрочному контракту вплоть до 2028-го". Но, по информации "Времени новостей", в контракте она еще не прописана, а значит, предстоит торг с туркменскими властями.
Впрочем, у "Газпрома" не было места для маневров и необходимости упираться в ходе торга. Туркменский газ давно расписан по балансу концерна, и без него обеспечить нормальное газоснабжение потребителей невозможно (даже несмотря на то, что весь он идет на Украину). А поскольку газ из Туркмении поставляется на украинский рынок, прирост цены будет полностью переложен на его потребителей.
Реакции из Киева на туркмено-российские договоренности пока не последовало. Еще до начала переговоров газпромовской делегации в Ашхабаде и.о. министра экономики Украины Анатолий Кинах выразил робкую надежду на их позитивный исход: "Мы надеемся, что в ходе переговоров "Газпрома" и Туркменистана о цене природного газа, который поставляется из Туркменистана, останется в силе то соглашение, которое предусматривает цену на уровне 100 долл. за тысячу кубометров".
Теперь уже ясно, что эти чаяния не оправдались. Даже себестоимость газа на границе Украины в первом полугодии 2008-го составит около 160 долл., а во втором - превысит 180 долл. Потребность украинских потребителей в импортном газе покрывается также за счет закупок в Узбекистане и газа казахского происхождения (после переработки на Оренбургском ГПЗ). Цены на казахский газ уже привязаны к европейским, а узбеки всегда ориентируются на итоги переговоров "Газпрома" с Ашхабадом.
Кроме того, не стоит забывать, что на Украине идет формирование новой парламентской коалиции и, как следствие, нового правительства. Его главой должна стать Юлия Тимошенко, которой, похоже, и придется решать газовый вопрос в условиях повышения цен на туркменское топливо.
"Газпром" же постарается рассказать украинским партнерам и общественности о том, кому они обязаны столь существенным повышением цен среднеазиатского газа. В пятницу г-н Миллер открыто говорил: "Туркменские коллеги проинформировали нас о состоявшихся в последние месяцы международных контактах, в ходе которых представители Европейской комиссии и администрации США последовательно проводили тезис о том, что цена туркменского газа по действующим экспортным контрактам является очень низкой на фоне текущей конъюнктуры цен на природный газ в Европе и может быть выше". Такой вот подарок к Рождеству для нового, скорее всего прозападного, правительства Украины.