Контракт на пересмотр
Все больше стран — производителей нефти стараются переписывать договора с крупнейшими промышленными игроками в этом году, уверены в итальянской нефтегазовой компании Eni SpA.
Паоло Скарони сказал, что «маятник сейчас находится на стороне нефтедобывающих стран», поэтому компания должна быть готова к пересмотру договоров и поиску справедливых условий. Большую часть прошлого года Eni потратила на то, чтобы разработать новое соглашение с руководством Казахстана. Руководство страны выражало недовольство по поводу откладывания сроков реализации проекта и растущих издержек на нефтяном месторождении Кашаган, которым управляет Eni. В итоге Астана добилось того, чтобы казахская национальная нефтяная компания «Казмунайгаз» удвоила свою долю в проекте и получила за время его реализации до 20 млрд долл. дополнительной прибыли.
Собственно пересмотр соглашений государствами в последние годы не редкость. В начале 2007 года Уго Чавес подписал декрет о национализации нефтяных месторождений в бассейне реки Ориноко. Согласно документу все иностранные компании должны либо освободить месторождения, либо отдать контрольные пакеты их акций госкомпании PDVSA. С этими условиями согласились BP plc, Chevron Corp., Total SA и Statoil ASA. Сопротивление оказала только Eni, разрабатывавшая месторождение Dacion. И месторождение было национализировано. Кстати, на днях за экспроприацию прав компания добилась от правительства Венесуэлы компенсации в размере учетной стоимости месторождения.
В 2006 году о национализации всей нефти и газа в стране объявил президента Боливии Эво Моралес. Все нефтяные компании, работающие в стране, были вынуждены передать собственность в руки государственной компании YPFB. Неоднозначно мировым сообществом оценивается и российские распри вокруг проекта «Сахалин-2». В декабре 2006 года Royal Dutch Shell Plc. и партнеры уступили долю большинства в проекте «Газпрому».
Многие долгосрочные нефтяные соглашения заключались много лет назад, когда представления о динамике цен на нефть были совсем другие, прогнозировалась цена на уровне 30—40 долл. за баррель, а теперь мы имеем 70—80 долл., поясняет аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. Поэтому желание некоторых стран пересмотреть контракты вполне естественно. Сейчас, по мнению эксперта, в России основные акценты расставлены, государство контролирует около 60% добычи. Единственный спор в нашей стране может разгореться из-за газовых поставок «Сахалина-1». Пик изменений контрактных условий пройден, зато в Казахстане он только предстоит. По мнению Дмитрия Лютягина из «Велес Капитала» пересмотра нефтяных соглашений можно ждать от таких нестабильных стран, как Нигерия и Ливия. «Все неразвитые страны начали осознавать ценность нефти и от всех можно ждать разговоров об изменении свой доли в проектах и перераспределении выгоды», — соглашается генеральный директор ООО «Финэкспертиза» Агван Микаелян. Но компании, по мнению г-на Микаеляна, все равно будут идти на риск и сотрудничать с такими странами, так как конкуренция на рынке растет и наращивать добычу становится все сложнее.