USD 99.018

+0.65

EUR 104.5016

+0.21

Brent 71.79

-0.62

Природный газ 2.715

-0.05

...

Труба за 29 млрд долларов

Стоимость второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) может составить 353—354 млрд руб. Такие данные содержатся в декларации о намерениях по реализации второго этапа нефте­провода, которую цитирует РИА РБК.

Труба за 29 млрд долларов

Стоимость второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) может составить 353—354 млрд руб. Такие данные содержатся в декларации о намерениях по реализации второго этапа нефте­провода, которую цитирует РИА РБК. Таким образом, общая смета проекта вырастет до 698,5 млрд руб. (свыше 29 млрд долл.). Аналитики констатируют, что даже при сохранении такого уровня сметы это будет самый дорогой трубопроводный проект в мире при соотношении цена/мощность/протяженность. Они прогнозируют, что труба окупится через 30 лет, но лишь при условии сохранения высоких цен на топливо.

ВСТО строится в два этапа. Мощность первой очереди трубопровода Тайшет — Сковородино, согласно документу, который есть у РИА РБК, по оценке «Транснефти», составит 30 млн т нефти в год к 2010—2012 году, к 2016 году трубу заполнят до 50 млн т, к 2025 году — до 80 млн т нефти с последующим поддержанием на этом уровне. Пока существует два потенциальных маршрута прохождения второй очереди трубы: южный протяженностью 1963 км и северный — 1903 км. Оба они должны пройти по территориям Амурской, Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев с выходом на спецнефтепорт Козьмино. Стоимость строительства южного варианта, который кажется более целесообразным самой «Транснефти», оценивается в 353,66 млрд руб., северного — 354,32 млрд руб. (в ценах второго квартала 2008 года).

Южный маршрут пролегает недалеко от Трансиба и рядом с существующей инфраструктурой. Северный — более короткий и прямой, но и более сложный из-за горного рельефа и удаленности от инфраструктуры. По прогнозам госкомпании, сроки строительства линейной части трубы на втором этапе оцениваются от 14,5 до 20 месяцев в зависимости от выбора маршрута.

Ранее РБК daily писала, что общая стоимость строительства первой очереди ВСТО с учетом спецморпорта Козьмино оценивалась «Транснефтью» в 344,5 млрд руб. (41,2 млрд руб. на конечную точку). Таким образом, общая стоимость сметы строительства трубопровода может составить до 698,7 млрд руб. (свыше 29 млрд долл. по текущему курсу ЦБ).

Нефть для заполнения ВСТО планируется брать большей частью с месторождений юга Сибирской платформы (10—40 млн т в год), Юрубчено-Тохомского месторождения «Роснефти», Куюмбинского — «Славнефти», от 6 млн до 24 млн т — из Западной Сибири, 18 млн т — с Талаканского, Верхнечонского, Дульсиминского и Даниловского месторождений, которые, в свою очередь, разрабатывают «Сургутнефтегаз», ТНК-BP и «Роснефть», а также Urals Energy и Иркутская нефтяная компания. В районе Сковородино до 30 млн т нефти будет подаваться в КНР (в случае строительства ответвления на Китай), от 30 млн до 50 млн т пойдет на Козьмино с возможностью сброса до 11 млн т на НПЗ в Хабаровске и Комсомольске.

Михаил Крутихин, управляющий партнер консалтинговой компании RusEnergy, констатирует, что при такой смете ВСТО выглядит самым дорогим трубопроводным проектом в мире. По его данным, стоимость строительства своих магистральных газопроводов «Газпром» оценивает от 2 млн до 6 млн долл. за 1 км, причем 6 млн долл. — это прокладка трубы в море. Тогда как стоимость строительства одного километра наиболее сложных участков ВСТО в Якутии у «Транснефти» доходит до 5,8 млрд долл. Для сравнения: стоимость строительства трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан объемом прокачки до 50 млн т нефти в год и длиной 1767 км составила около 4 млрд долл.

Виталий Крюков из ИГ «КапиталЪ» полагает, что финансирование второй очереди проекта будет осуществляться за счет кредитов российских госбанков, например Сбербанка, ВТБ или Внешэкономбанка, потому что это дешевле, чем занимать на Западе. По его прогнозам, нефтяные компании смогут заполнить трубу к 2025 году, если действующий тариф по трубе и цены на нефть в долгосрочном периоде позволят окупить возрастающую стоимость разработки необорудованных инфраструктурой месторождений Восточной Сибири.

По мнению Натальи Мильчаковой из ФК «Открытие», строительство второй очереди ВСТО может по итогам контрактования вырасти с 14,7 млрд до 16 млрд долл. с учетом колебаний курса доллара, роста цен на стройматериалы и инфляции. Срок окупаемости всей трубы, по ее расчетам, составит 27—30 лет.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram