Иначе не хватит бензина
Московская топливная ассоциация (МТА) призывает правительство Москвы снизить экологические требования к нефтепродуктам в апреле—мае.
Похожая ситуация наблюдалась осенью 2007 года. Тогда дефицит топлива привел к росту оптовых и розничных цен. Сейчас для московского региона ситуация характеризуется динамикой роста оптовых цен практически по всем видам нефтепродуктов, превышающей динамику роста цен в целом по стране.
Избежать негативного влияния сокращения предложения бензина на рынке Москвы можно за счет увеличения поставок с других НПЗ. Но препятствием для этого являются действующие в Москве экологические требования к топливу — в столице они более высокие. А основная масса производимого сейчас в России топлива еле дотягивает до Евро-2, хотя норматив был введен еще в 2006 году.
В сложившейся ситуации МТА предлагает правительству Москвы для сохранения стабильности на рынке нефтепродуктообеспечения столицы снизить требования к топливу, поставляемому и реализуемому в Москве, в период апрель—май до характеристик не ниже экологических требований Евро-2.
Аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин считает, что мотивировка снижения экологических норм не обоснована. Дефицит создается самими компаниями, а не «колоссальными темпами роста потребления бензина», отмечает он. Аналитик полагает, что экологический вопрос — это способ перенаправить нефтепродукты, получаемые на модернизированных НПЗ, на экспорт с более высокой маржой, а взамен поставлять на московский рынок нефтепродукты более низшего качества.
На основных заводах, которые помимо МНПЗ обеспечивают московский регион (ЯНОС, Рязанский НПЗ и НОРСИ), была проведена модернизация, и в настоящее время они выпускают высококачественный бензин, отмечает Денис Борисов из ИФК «Солид». Что касается поставок с других НПЗ, которые производят не дотягивающий до соответствия стандартам качества бензин, то такая ситуация возможна только в случае, если четыре вышеуказанных завода встанут на плановый ремонт одновременно или произойдет резкий всплеск спроса на топливо, что маловероятно. Г-н Лютягин считает, что цены в любом случае пойдут вверх, так как дорожает нефть. «Думаю, что в течение года подорожание бензинов может составить 12—15%», — говорит он.