На войне шапка горит
С понедельника «Газпром» дважды ограничивал поставки газа на Украину, кризис миновал только в среду. Но Украина, как выяснилось, успела принять по-настоящему курьезные ответные меры.
Текст этого постановления есть у «Ведомостей». Его достоверность, а также то, что оно одобрено правительством (за № 163), подтвердила начальник пресс-службы секретариата правительства Виктория Шаповал. Автор проекта постановления — сам «Нафтогаз Украины», говорит близкий к компании источник. Документ пока не опубликован.
Пункт об использовании газа из хранилищ был одобрен, потому что Украина была в состоянии «военных действий», объясняет Александр Гудыма, советник украинского премьера Юлии Тимошенко. Никто не собирался санкционировать бесплатный отбор газа, говорит Гудыма. «Нафтогаз» в любом случае бы рассчитался. «Тогда у нас была беда — в итоге этот пункт постановления действовал всего час, теперь он неактуален», — настаивает Гудыма.
Но есть в том же постановлении и три других пункта, которые вполне актуальны. С 1 марта весь импортный газ, заходящий в украинскую систему газопроводов и предназначенный для украинских потребителей, должен поставляться «Нафтогазу», а продавать его может только она или ее 100%-ная «дочка» «Газ Украины». Только на НАК может оформляться этот газ таможенной службой. А рассчитываться за это топливо «Нафтогаз» должен со швейцарской Rosukrenergo или «Газпром экспортом» по цене $179,5 за 1000 куб. м. Все бы ничего, но у Rosukrenergo нет контракта с «Нафтогазом». У Rosukrenergo долгосрочный договор на поставку газа «Укргазэнерго». И пока он действует, говорит представитель Rosukrenergo Андрей Кнутов.
«Это правила игры на будущее», — объясняет Гудыма. «Нафтогаз» расплатится за газ, поставленный в январе — феврале, с «Укргазэнерго». А с 1 марта весь газ должен поступать без посредников — таковы договоренности России и Украины (см. стр. Б2).
«Газпром» не готов с этим согласиться. «Непонятно, как будет выполняться постановление, ведь украинское правительство не может менять контракты швейцарской и российской компаний», — отмечает Сергей Куприянов.
Комментарии «Нафтогаза» получить не удалось.