Малым нефтяникам закрыли трубу
Малые нефтяные компании намерены отстоять возможность поставлять нефть в Европу по магистральным трубопроводам.
«Ассонефть» объединяет 36 небольших нефтяных компаний, добывающих нефть в Западной и Восточной Сибири, на Тимано-Печоре, в Урало-Поволжье и Татарии. В 2006 году они в совокупности добыли 10,6 млн т нефти (2,3% от общего объема добытой в стране нефти).
По информации Елены Корзун, от инициативы Минпромэнерго уже пострадали более 20 малых компаний, которые входят в «Ассонефть». Она утверждает, что в отличие от трубопроводных поставок в портах нужно платить не только за перевалку нефти танкерами, но и, например, ледовый сбор в летнее время. В результате в цене нефти, которая и так продается с дисконтом, приходится учитывать и эти расходы. Кроме того, под свои поставки компании берут кредиты. А подорожание транспортировки топлива негативно влияет на банковский процент.
Нефтяники просят Минпромэнерго объяснить свои шаги, ссылаясь на нарушение закона «О защите конкуренции». 9 января от лица «Ассонефти» на имя главы ведомства Виктора Христенко было направлено письмо с просьбой объяснить причины невыполнения заявок, но ответа на него так и не последовало, говорит г-жа Корзун. Теперь предприниматели готовят обращение в антимонопольные органы, ссылаясь на нарушение закона «О защите конкуренции». Александр Пироженко, начальник управления ФАС по контролю и надзору в ТЭК, пояснил РБК daily, что в случае выявления нарушения конкуренции ведомство будет готово принять соответствующие меры. Но пока таких жалоб в ФАС не поступало.
«Процедура формирования экспортных графиков нефти в части подачи и сбора заявок от производителей сырья осталась прежней. Права всех участников рынка соблюдены полностью: все компании, которые подали заявки, получили доступ на экспорт нефти в соответствии с заявленными объемами. В целях эффективного использования российских трубопроводов и терминалов при вывозе нефти малые компании в большей степени ориентированы на порты, как это и принято в мировой практике», — сообщил РБК daily представитель Минпромэнерго.
Елена Корзун не согласна с позицией чиновников и говорит, что права предпринимателей нарушают прописанные в законе условия равного доступа к магистральным трубопроводам. По ее данным, для некоторых компаний, например работающей в Самарской области «Богородскнефти», условия поставок танкерами вовсе закрывают возможность экспорта нефти, потому что единственный доступный узел поставки топлива в этом регионе — узел трубопровода «Дружба».
Михаил Крутихин, управляющий партнер консалтинговой компании RusEnergy, полагает, что такая инициатива чиновников может быть подготовкой поставщиков и потребителей российской нефти к диверсификации экспорта в случае, если трубопровод БТС-2 в обход Белоруссии все-таки будет построен. По его данным, возить нефть через Приморск будет дороже, чем по «Дружбе», как минимум на стоимость двух перевалок нефти и фрахта танкера — около 20 долл. переплаты на каждую тонну нефти. Елена Корзун согласна с этими расчетами.