Аукционы пойдут лесом
Глава «Роснедр» Анатолий Ледовских в пятницу заявил, что в этом году практически не будет аукционов по выдаче лицензий на разработку месторождений полезных ископаемых, сообщает Интерфакс.
«Принятые Лесной и Земельный кодексы осложняют, а иногда даже парализуют работу «Роснедр». Из-за отсутствия согласования (с собственниками земель. -- Ред.) в 2008 году ни одного конкурса проведено не будет", -- сказал г-н Ледовских на парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвященных проблемам законодательного обеспечения изучения недр.
Глава "Роснедр" напомнил, что в примерный перечень на 2008 год было включено около 900 участков. "Не стоит забывать, что эти аукционы дают до 60--70 млрд руб. в год первичных аукционных взносов", -- заявил г-н Ледовских. Чуть позже, отвечая на вопросы журналистов, он уточнил, что аукционы, «конечно, пройдут, но их будет очень мало»: сейчас выставляются участки, включенные в перечень на четвертый квартал 2007 года, которые "были либо поздно заявлены, либо перенесены" (то есть победители аукционов вернули лицензии -- по данным «Роснедр», таких участков около 200 из тысячи проданных в прошлом году). А участки, включенные в примерный перечень аукционов на 2008 год, подчеркнул г-н Ледовских, на торги выставляться не будут.
Как говорит представитель одной из нефтяных компаний, согласовывать свои действия по геологоразведке с собственниками земли нужно было и до принятия поправок в Земельный и Лесной кодексы: «Однако раньше на это закрывали глаза -- проблема решалась на уровне местной власти, которая выдавала соответствующее согласование». Но теперь, когда это требование четко прописали в законе, победители аукционов стали опасаться, что не смогут физически собрать согласования, да и собственники земли и арендаторы стали требовать крупных денежных возмещений за согласования. Особенно в этом преуспели лесопромышленники, говорит нефтяник, так как из-за бурения скважин приходится вырубать достаточно большие участки (ведь нужно доставлять оборудование, а значит, строить дороги), а им это невыгодно, и поэтому они требуют огромных денег.
Тем не менее, говорит аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров, заявление г-на Ледовских выглядит странно: «Он критикует законодательство, говорит о приостановке лицензирования и при этом ничего не предлагает. Основной вопрос -- будут ли инициироваться поправки в кодексы -- остается без ответа». Приостановка же лицензирования, по его мнению, нанесет отрасли серьезный урон. В 2004 году уже вводился мораторий на продажу недр, напоминает он, и спустя несколько лет проявились последствия: темп роста добычи практически у всех компаний замедлился, а у некоторых даже пошел спад. Поэтому если сейчас произойдет что-то подобное, то в первую очередь это скажется на уровне добычи нефти. В частности, сдвинутся сроки разработки месторождений Восточной Сибири.
Причем если восточносибирские месторождения не начать разрабатывать уже в этом году, то не исключено, что заполнить строящийся нефтепровод ВСТО к 2012 году 30 млн тонн в год, как планирует «Транснефть», станет проблематично (компания планирует постепенно выходить на коммерчески эффективный уровень загрузки: к 2016 году -- до 50 млн тонн в год, к 2025-му -- до 80 млн тонн в год с последующим поддержанием на этом уровне). И тогда нужно будет переносить срок ввода в эксплуатацию этого трубопровода (по этому вопросу месяц назад развернулась громкая дискуссия на правительственном уровне, закончившаяся требованием Дмитрия Медведева не срывать срок ввода ВСТО). В принципе отсрочка на руку нефтетрейдерам, работающим на европейском направлении (как известно, крупнейшим из них является Gunvor): ведь тогда не понадобится «перебрасывать» существенный объем западносибирской нефти на восточное направление для заполнения ВСТО.
Но если продавать на аукционах месторождения, как говорит г-н Ледовских, невозможно из-за кодексов, то так называемые стратегические месторождения сейчас не мешает продавать ничто -- соответствующие поправки в закон «О недрах» уже приняты. Поэтому, например, крупные тимано-печорские месторождения -- им. Требса (запасы 82,5 млн тонн нефти), им. Титова (57,6 млн тонн) и Центрально-Хорейвейское (95,8 млн тонн) -- вполне могут быть реализованы уже в этом году. Правда, из слов г-на Ледовских нельзя сделать вывод, будут ли проведены аукционы по ним.
Есть и еще одна версия того, почему «Роснедра» затягивают с аукционами. Топ-менеджер одной из нефтяных компаний не исключает, что к концу этого года станет понятно, кому и как удалось перераспределить собственность на нефтегазовом рынке. И тогда в аукционах смогут принять участие «нужные» структуры, считает он.
В то же время г-н Нестеров указывает, что в результате переноса аукционов не будут выполнены Энергетическая стратегия России до 2030 года, проект которой сейчас разрабатывается, и Концепция социально-экономического развития до 2020 года, разработанная в Минэкономразвития и опубликованная на прошлой неделе. Прежде всего речь идет об объеме добычи нефти (к 2020 году он должен вырасти до 500--545 млн тонн в год против 491 млн тонн в 2007-м).