Фирташ остался без газа
Украинский «Ривнеазот» работает в аварийном режиме, с 3 апреля поставки газа сократились на четверть, это $500 000 потерянной выручки в день, заявил в пятницу гендиректор предприятия Михаил Заблуда (цитата по Reuters).
Передел газового рынка Украины тянется с декабря 2007 г., когда премьером страны стала Юлия Тимошенко. Она сразу заявила, что избавит Украину от газовых посредников, вернув все внутренние продажи «Нафтогазу». Первый посредник — Rosukrenergo (RUE, 50% — у «Газпрома», 50% — у Дмитрия Фирташа и Ивана Фурсина) доставляет до границы 55 млрд куб. м среднеазиатского газа в год. Второй посредник — «Укргазэнерго» (СП RUE и «Нафтогаза»), до 2008 г. он продавал весь импортный газ промпредприятиям и «Нафтогазу». Контракты «Укргазэнерго» с промышленностью подписаны на 3-4 года. Но 5 марта кабмин Украины принял постановление, по которому весь импортный газ, несмотря на контракты, считается собственностью «Нафтогаза». А «Укргазэнерго» запрещено даже растаможивать его (см. врез). Тогда госхолдинг и приступил к переговорам о перезаключении контрактов с клиентами «Укргазэнерго».
Во всех трех предприятиях, бьющих тревогу, есть доля Фирташа. «Нафтогаз» заявил, что никаких проблем с газоснабжением у них нет, все заявления — провокация и «опосредованное давление со стороны владельцев RUE» накануне очередных переговоров с «Газпромом». Переговоры тянутся с февраля, основные вопросы: долг «Нафтогаза» за газ в 2008 г. (около $1 млрд) и новая схема поставок топлива на Украину. Согласен с «Нафтогазом» и советник Тимошенко по газовым вопросам Александр Гудыма: проблемы не у предприятий, а у Фирташа. Но у «Укргазэнерго» другие данные. «На рынке хаос, кто-то платит за газ “Нафтогазу”, кто-то — “Укргазэнерго”, кто-то — всем сразу», — говорит менеджер трейдера. А выступили только эти трое, потому что им «терять нечего», остальные боятся, уверен он. Правда, подтверждений его словам в выходные найти не удалось. Представители «Газпрома» от комментариев отказались.