Балканский поход ЛУКОЙЛа
ЛУКОЙЛ активизирует экспансию на рынок нефтепродуктов Восточной Европы через Балканы. По данным местных СМИ, компания рассматривает возможность создания крупных сетей АЗС в Боснии, Хорватии и Черногории.
На прошлой неделе в Черногории «дочкой» ЛУКОЙЛа — LUKOIL Montenegro были приобретены шесть АЗС, расположенных в самых выгодных местах столицы страны Подгорицы, сообщил сербский медиахолдинг В92. Ранее они принадлежали черногорской Rokŝped Petrol, которая еще с 2005 года сотрудничает с сербской LUKOIL Beopetrol. Сумма сделки составила 26,5 млн евро. По данным РБК daily, интерес к активам Rokŝped Petrol помимо ЛУКОЙЛа предъявляли венгерская MOL и австрийская OMV. Представитель ЛУКОЙЛа подтвердил информацию о покупке АЗС в Черногории.
Ранее боснийские СМИ со ссылкой на неофициальные источники писали, что ЛУКОЙЛ планирует создание на территории Хорватии сети АЗС для реализации нефтепродуктов, произведенных на принадлежащих ему НПЗ в Южной Европе. В январе ЛУКОЙЛ сообщал об открытии нового офиса на территории Хорватии, который возглавил Николай Ивчиков, ранее бывший руководителем представительства компании в Польше и Болгарии. Как сообщал боснийский деловой портал Capital.ba, для обеспечения сети сырьем ЛУКОЙЛ планировал осуществить в Хорватии проект постройки хранилища нефтепродуктов в порту г. Плоче.
О том, что ЛУКОЙЛ собирается развивать сбытовой бизнес, в конце 2007 года заявляли и власти Боснии. По данным местных СМИ, российская компания рассматривала возможность осуществления инвестиций в сеть АЗС и строительство терминалов в стране и не исключала вероятность покупки уже существующей сбытовой сети.
ЛУКОЙЛ уже владеет активами на территории Румынии, Сербии и Македонии, а также в Болгарии, где ему принадлежит 74% оптового рынка по реализации нефтепродуктов. По словам представителя компании, Балканы сейчас, безусловно, являются приоритетным направлением для ЛУКОЙЛа.
По мнению экспертов, близость к НПЗ обусловливает основной интерес ЛУКОЙЛа к балканскому рынку сбыта — в непосредственной близости к нему находятся принадлежащие компании НПЗ Neftochim Bourgas в Болгарии (объем переработки 8,8 млн т в год), НПЗ Petrotel в Румынии (2,4 млн т в год) и Одесский НПЗ на Украине (2,8 млн т в год). По мнению Бахрома Умарбекова, аналитика Glitnir, близость НПЗ позволит компании получать значительную экономию на транспортных расходах. «В Черногории
ЛУКОЙЛ со временем займет значительную часть рынка, способствуя росту продаж нефтепродуктов», — говорит эксперт.
ЛУКОЙЛ медленно входит на балканский рынок, но компания расширяет там свое присутствие, этому способствует МИД, с которым ЛУКОЙЛ имеет соглашение о сотрудничестве, считает аналитик «Брокеркредитсервис» Екатерина Кравченко. Поддержка на государственном уровне может свидетельствовать о том, что присутствие российской компании в таком спорном регионе, как Балканы, имеет не только экономическую, но и политическую подоплеку, считает она.