Казахстан взял пример с России
В Казахстане будет введена пошлина на экспорт сырой нефти в размере 109,91 долл. за тонну. Нововведение позволит увеличить поступление в бюджет до конца года на 1 млрд долл.
По сообщению Прайм-ТАСС, пошлина на экспорт сырой нефти в размере 109,91 долл. за тонну будет введена в Казахстане в мае этого года. Такое решение было принято вчера на заседании правительства страны. Величина налоговой ставки сложилась по итогам первого квартала 2008 года при мировой цене 714 долл. за тонну. По словам министра индустрии и торговли страны Владимира Школьника, предлагаемая формула расчета будет изменяться в зависимости от мировой цены на нефть.
В отношении сырой нефти, экспортируемой плательщиками рентного налога, устанавливается экспортная таможенная пошлина в размере 27,4 долл. за тонну, что составляет разницу между рентным налогом и экспортной пошлиной. Кроме того, предусматривается облагать экспортными пошлинами кокс и битумы нефти. Ставка таможенной пошлины на экспорт данных товаров составит 82,8 долл. за тонну.
По мнению министра финансов Казахстана Болата Жакишева, введение пошлины не приведет к заметному снижению объемов экспорта сырой нефти за рубеж. Владимир Школьник объясняет целесообразность ее введения созданием условий, при которых производителю нефти будет одинаково выгодно продавать ее на экспорт и на НПЗ. Также министр отмечает, что нововведение позволит увеличить поступление в бюджет до конца года на 1 млрд долл.
Согласно расчетам, обнародованным правительством страны ранее, под экспортную пошлину подпадет 27 млн т сырой нефти при годовой добыче в Казахстане в 66—68 млн т. Болат Жакишев уточнил, что экспортная пошлина не распространяется на компании «Тенгизшевройл», Karachaganak Petroleum Operating и другие, «в контрактах которых закреплена стабильность». Однако под действие пошлины подпадает национальная нефтегазовая компания Казахстана «Казмунайгаз». В связи с увеличением налоговой нагрузки ее добычная «дочка» KazMunaiGaz E&P проводит анализ своих производственных, финансовых и инвестиционных планов, заявила вчера компания.
Аналитик ИК UniCredit Aton Артем Кончин отмечает, что стоимость бизнеса компаний, получивших лицензии после 2004 года и, следовательно, подпадающих под действие пошлины, снизится примерное на 20%. Если исходить из того, что экспортная пошлина рассчитывается как процент от цены на нефть, по оценкам UniCredit Aton, введение пошлины сократит стоимость KazMunaiGaz на 22%, а такой компании, как Arawak Energy, — на 20%.
«Негативное влияние введения пошлины будет частично компенсировано снижением налога на прибыль за счет значительного уменьшения эффективной базы налогообложения. Это снижение, по всей видимости, будет достаточно существенным, поскольку ставка налога на прибыль для нефтедобывающих компаний в Казахстане существенно выше, чем в России», — заключает Артем Кончин.
Агван Микаелян, генеральный директор ООО «Финэкспертиза», считает, что перед Казахстаном стоит пример России, которая уже ввела высокие экспортные пошлины ранее. Игорь Ивахненко, редактор по Каспийскому региону компании RusEnergy, рассматривает решение правительства Казахстана как начало крупного наступления на инвесторов. По его словам, замминистра финансов Даулет Ергожин будет добиваться введения дополнительного налога на добычу и исключения контрактной стабильности таможенного режима.
Новый казахский Налоговый кодекс может вступить в действие уже с 1 января 2009 года. По словам Игоря Ивахненко, Казахстан будет ужесточать налоговое законодательство, при этом стараясь, чтобы климат для инвесторов оставался менее тяжелым, чем в России. Он не исключает замедления темпов развития в нефтяной отрасли Казахстана. «У инвесторов будет стимул обратить внимание на страны с более щадящим налоговым режимом, таким как Туркмения, Азербайджан, Узбекистан. Однако вряд ли введение пошлины приведет к заметному снижению объемов экспорта сырой нефти», — заключает специалист.