Тариф не вырастет
Совет директоров Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) одобрил вчера российское предложение по выделению финансирования на актуализацию ТЭО проекта в размере 20 млн долл. Об этом РБК daily сообщили два источника среди акционеров проекта.
КТК владеет нефтепроводом Тенгиз — Новороссийск длиной 1510 км. «Транснефть» управляет 24-процентным пакетом российских акций в КТК, 19% принадлежит Казахстану, 7% — Оману. Среди других акционеров проекта — частные компании, в том числе СП с участием Chevron и ExxonMobil. Идея расширения трубопровода с 30 млн до 67 млн т в год обсуждается уже несколько лет. Действующее ТЭО проекта расширения трубы будет действительно лишь до конца сентября 2008 года, а по истечении этого срока по закону на согласование нового документа потребуется не менее двух лет.
Источник в КТК сообщил вчера РБК daily, что на совете директоров российской и казахской структур консорциума, компаний КТК-Р и КТК-К, было согласовано финансирование актуализации ТЭО проекта в размере 20 млн долл. По словам источника, оно будет осуществляться за счет капитальных расходов КТК — из прибыли проекта, которая существенно выросла после увеличения тарифа в прошлом году до 38 долл. за тонну. «Российская сторона предложила повысить тариф на прокачку топлива на 1,1 долл. за тонну, но не нашла поддержки большинства», — дал понять он.
Кроме того, по словам собеседника РБК daily, стороны обсудили график подготовки проектной документации. Акционеры проекта надеются, что работу удастся завершить до конца августа — начала сентября текущего года, чтобы избежать дальнейшей длительной процедуры повторного согласования документации.
Впервые пост председателя совета директоров компании КТК-К достался казахскому представителю. Его фамилию источник РБК daily не уточняет, отмечая лишь, что по итогам этого назначения основные акционеры проекта получили некоторый паритет в топ-менеджерских позициях, поскольку генеральным директором КТК является российский представитель Владимир Раздухов, а председателем совета директоров КТК-Р — топ-менеджер Chevron Эндрю Макгран.
Оба собеседника РБК daily, знакомые с итогами совета директоров КТК, сообщили, что сегодня состоится собрание акционеров проекта, один из них уточнил, что на нем будет обсуждаться меморандум о расширении КТК. Информацию об этом в пресс-службе КТК не комментируют, как и представители Chevron и «Транснефти». С представителями других акционеров проекта связаться не удалось.
По мнению редактора по Каспийскому региону компании RusEnergy Игоря Ивахненко, Россия пошла на уступки западным акционерам КТК, чтобы побудить их к компромиссу в вопросах по согласованию меморандума по расширению трубы. Хотя эксперт не верит в то, что сегодня на собрании акционеров удастся достичь прорыва в этих вопросах, поскольку позиция российских властей в этом вопросе остается достаточно жесткой: от желания заработать на проекте до привязки его расширения к строительству проекта Бургас — Александруполис.
Эксперт полагает, что назначения в КТК-К могут служить следствием желания России привлечь на свою сторону Казахстан в качестве нового союзника в проекте, а также сохранить объемы транзита казахской нефти по своей территории.