Шельфовые махинации
Реализация программы освоения российского шельфа может начаться со скандала.
По информации источника РБК daily, близкого к аппарату правительства, в январе Виктор Зубков поручил спецкомиссии с участием сотрудников Генпрокуратуры, Минприроды, Роснедр, ФСБ и Росимущества провести проверку правомерности действий Роснедр и ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР) по сдаче в аренду судов для работы на шельфе. Комиссия пришла к выводу, что уникальное буровое судно «Валентин Шашин» и самоподъемная буровая установка (СПБУ) «Мурманская» были сданы в аренду норвежским компаниям в августе 2005-го и марте 2006 года без конкурса и без согласия их собственника, Росимущества, но с согласия Роснедр.
Cрок аренды «Мурманской» истекает лишь в 2010 году, а «Валентин Шашин» зафрахтован до 2023 года. По данным чиновника, по условиям контракта «Мурманская» сдана норвежской Beta Drilling за 42 тыс. долл. в сутки, а «Валентин Шашин» — компании Arba AS за 21 тыс. долл. в сутки. При этом, по оценке ОАО «Союзморгео», аренда установки одного класса с «Мурманской» в 2006 году стоила в Европе 134—144 тыс. долл., а суда уровня «Валентина Шашина» — не менее 75 тыс.
Эксперты и участники рынка оценивают стоимость фрахта судов такого класса еще выше. По мнению Бориса Кутычкина, главы «Арктикшельфнефтегаза», в 2006 году установки класса «Мурманской» в зависимости от условий аренды стоили от 100—170 тыс. долл. в сутки. По оценке Дмитрия Ершова, исполнительного директора первой морской нефтесервисной компании Fosco, цена доходила до 200—300 тыс. долл. в сутки минимум на четыре-пять месяцев, а сегодня колеблется в пределах 500—800 тыс. долл. в сутки в зависимости от класса установки и срока ее аренды.
Генпрокуратура взяла под контроль дело АМНГР 14 апреля, официально поручив теруправлению Росимущества по Мурманской области добиться в суде признания сделок ничтожными, а следственному комитету (СК) при областной прокуратуре рассмотреть возможность возбуждения уголовного дела против виновных в неправомерной сдаче госимущества в аренду иностранцам. Чиновник теруправления Росимущества говорит, что АМНГР недоплатила в бюджет около 1 млрд руб., полученных от аренды этих судов.
Как рассказал РБК daily судья Арбитражного суда Мурманской области Сергей Варфоломеев, в тот же день в суд были поданы десять исков с требованием признать недействительными и ничтожными эти сделки на основании того, что они совершались без согласия Росимущества. Истец хотел бы вернуть в Россию до окончания сроков аренды буровую установку «Мурманская» и суда «Валентин Шашин», «Тумча», «Алдома», «Пасквик», а также два бункеровщика и три судна марки «Нефтегаз».
В качестве ответчиков по этим искам выступают АМНГР и компании-арендаторы, в том числе норвежские Beta Drilling, Arba, North Offshore, голландская Arktikshipping, а также российские ООО «ЛУКОЙЛ-Нева» и бункерная компания «Флагман», Роснедра в числе ответчиков не значатся. Однако, по словам судьи, дата рассмотрения исков пока не назначена, а возможность победы истца ставится под сомнение, учитывая, что само требование было сформулировано юридически некорректно. В СК прокуратуры Мурманской области РБК daily сообщили, что уголовное дело по этому вопросу возбуждено не будет, поскольку оно находится в гражданско-правовом поле.
Скруде Экскулам, менеджер норвежской компании Sinvest, которая приобрела 100% акций Beta Drilling и сейчас сдает в аренду СПБУ «Мурманская», сообщил РБК daily, что срок аренды установки истекает в 2010 году, ее работа полностью расписана до этого времени, а сейчас установка ведет бурение на шельфе в Китае. Он заверил, что компания не получала никаких повесток в суд и не знает о том, что сделки оспариваются. Игорь Дубин, руководитель перспективных нефтегазовых проектов ФГУП «Севмашпредприятие», говорит, что если возвращать эти суда сейчас, придется платить колоссальные неустойки арендаторам.
Гендиректор АМНГР Олег Мнацаканян утверждает, что сдал в аренду за рубеж буровые суда, поскольку заказов на бурение в Арктике в то время просто не было. Он утверждает, что его компания не получала госфинансирования с 1993 года, ей просто не на что было обслуживать эти суда в момент их простоя в портах. Олег Мнацаканян считает цену их аренды адекватной, он назвал экспертов «Союзморгео» «дилетантами, которые ни разу в жизни не видели буровой вышки», а от комментариев по поводу судебных тяжб с Росимуществом и недоплаты компанией средств в бюджет отказался.
Глава Роснедр Анатолий Ледовских признал, что давал письменное согласие на сдачу этих судов в аренду, но уточнил, что такие сделки действительно было невозможно совершить без согласия Росимущества. Он утверждает, что ему было неизвестно, получала ли АМНГР согласие этого ведомства. Чиновник не комментирует противоречия в оценке стоимости аренды этих судов, ссылаясь на то, что в этом должен разобраться суд. Он считает, что в результате сдачи в аренду судов иностранцам буровой флот сохранен, реконструирован, экипажи обучены, а бюджет даже получил прибыль, не потратив на это ни копейки.
Между тем источник, близкий к аппарату правительства, полагает, что Росимущество сегодня создает видимость возможности досрочного возврата этих судов, хотя и понимает, какими издержками это грозит. Он сообщил, что в середине марта в письме Виктору Зубкову глава Минприроды Юрий Трутнев выразил мнение о необходимости их возврата лишь по окончании срока аренды. Но, по мнению собеседника РБК daily, возвращать судно «Валентин Шашин» может быть просто бессмысленно, учитывая, что арендовался только корпус, а все дорогостоящее оборудование с него будет демонтировано. В пресс-службе Минприроды от комментариев отказались.