Меморандум о взаимопонимании
Министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко и еврокомиссар по энергетике Европейской комиссии Андрис Пиебалгс провели очередную встречу в рамках подготовки к очередному саммиту Россия--ЕС в Ханты-Мансийске 26 июня.
Энергетический диалог Россия--ЕС был запущен на саммите в 2000 году. И первые годы развивался в достаточно дружественном и позитивном ключе. Однако к началу второго президентского срока Владимира Путина, когда цены на нефть и газ уверенно пошли вверх, ситуация кардинальным образом изменилась. Попытки госкомпаний (прежде всего, «Газпрома») закрепиться на рынках конечного потребления и желание Москвы получить доступ к передовым технологиям одновременно с давлением государства в российском нефтегазовом секторе вызвали тревогу в Европе. Вступление в ЕС новых членов из Восточной Европы, а также история короткой газовой войны с Украиной, губительной для репутации «Газпрома» как надежного поставщика, обострили ситуацию. В результате в 2006 году стороны не смогли договориться о подписании нового Соглашения о стратегическом сотрудничестве. Его текст станет одним из важнейших вопросов предстоящего очередного саммита Россия--ЕС.
На прошлой неделе в интервью радиостанции «Голос России» директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Сергей Рябков отмечал, что в Москве уже слышат сигналы из Брюсселя: «Вопросы энергетического сотрудничества нужно сделать чуть ли не стержнем всего соглашения. Я лично думаю, что, при всей важности энергетического сотрудничества, это некая односторонняя трактовка того, что является основой наших двусторонних отношений. Мы посмотрим, что называется, по ходу пьесы, делать ли вопрос об энергетическом сотрудничестве предметом отдельного секторального соглашения, которое будет прилагаться к основному, или договариваться по-иному». Это лишь подтверждает тезис о том, что стороны продолжают обмениваться озабоченностями без прогресса в сфере взаимопонимания.
Тогда же г-н Рябков утверждал, что «желание структур Евросоюза пытаться навязывать своим зарубежным партнерам то, как эти партнеры должны быть внутренне организованы для того, чтобы получить возможность инвестировать в энергосектор Евросоюза», удалось сдержать. По его словам, решений, которые прямо дискриминировали бы российские компании, удалось избежать.
Но встреча гг. Христенко и Пиебалгса отчетливо продемонстрировала, что Москву эта проблема по-прежнему очень тревожит. Во всяком случае то, с каким рвением Еврокомиссия продвигает «третий энергетический пакет», наводит на мысли, что по крайней мере часть его положений вступит в силу. Как известно, помимо расчленения своих энергоконцернов, с одной стороны, на добывающие и продающие газ и электроэнергию, и с другой -- транспортирующие, предложения Брюсселя предполагают запрет компаниям из третьих стран инвестировать в энергосектор без соответствующего специального соглашения с Еврокомиссией. А поскольку против расчленения активно выступают бюджетообразующие члены ЕС (Германия и Франция), то вполне логично опасаться, что дискриминационные правила для неевропейских инвесторов все же будут одобрены.