USD 85.7024

0

EUR 92.8291

0

Brent 77.02

-0.55

Природный газ 1.92

-0.06

...

Бензиновый сговор

Антимонопольщики обвиняют нефтяные компании в сговоре, в результате чего на Дальнем Востоке существенно выросли цены на бензин. Самые частые нарушители антимонопольного законодательства — «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть».

Бензиновый сговор

Антимонопольщики обвиняют нефтяные компании в сговоре, в результате чего на Дальнем Востоке существенно выросли цены на бензин. Самые частые нарушители антимонопольного законодательства — «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть». Эксперты считают, что у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) нет шансов победить вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) посредством штрафов и биржевых торгов в сегодняшних условиях.

Согласно сообщению ФАС, на Дальнем Востоке и в Сибири с начала года рост цен на автомобильное топливо составил 12—20%, тогда как в других регионах стоимость повысилась на 8—9%. В ряде случаев антимонопольными органами были выявлены картельные сговоры на рынке нефтепродуктов. Так, по итогам проверки органами ФАС и УВД Хабаровского края было возбуждено дело по признакам нарушения закона «О защите конкуренции» в отношении ОАО «Хабаровскнефтепродукт», входящего в группу НК «Альянс» и ООО «РН-Востокнефтепродукт», являющегося «дочкой» «Роснефти», в части антиконкурентных согласованных действий. Нарушителями антимонопольного законодательства также были признаны три хозяйствующих субъекта в Камчатском крае, установивших одновременно цены на бензин АИ-92 в размере 35 руб. за литр. Органы ФАС выявили, что повышение стоимости бензина привело к дополнительной прибыли.

В «Роснефти» пока не признают предъявленных ФАС России претензий. «Мы никогда не участвовали и не участвуем в ценовых сговорах, мы действуем в соответствии с российским законодательством», — отметил РБК daily начальник управления информации «Роснефти» Николай Манвелов, добавив при этом, что компания намерена сначала изучить документы антимонопольных органов, а потом на них реагировать.

Дальний Восток нередко оказывается в эпицентре топливного кризиса. Так, как уже писала РБК daily, в конце прошлого года из-за ограничений поставок на внутренний рынок нефтеперерабатывающими компаниями на Камчатке возник острый дефицит автомобильного топлива. Стоимость бензина АИ-92 составляла около 27 руб. за литр, АИ-95 — 28 руб. Часть АЗС вынуждены были закрыться из-за недостатка бензина и дизельного топлива, а у некоторых частных компаний стоимость топлива достигла 35 руб. за литр. Ажиотаж вокруг бензина в Петропавловске-Камчатском был вызван слухами том, что запасы топлива заканчиваются, а танкер с топливом придет на полуостров не ранее января. Тогда ФАС признала, что ситуацию могло спровоцировать сокращение поставок со стороны основных производителей, в числе которых «Роснефть», ТНК-ВР и «Газпром нефть».

Не так давно по факту картельного сговора на Ставрополье компании ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» и ОАО «Роснефть Ставрополье» оштрафованы ставропольским УФАС на сумму 75 млн руб. По словам замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина, «Роснефть» намерена оспорить это решение и уже подала иск в апелляционные инстанции. Г-н Голомолзин добавил, что в последнее время чаще других становятся участниками дел антимонопольного законодательства «дочки» ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти» и «Роснефти».

Даже для бюджетов российских нефтегигантов штрафные санкции являются суровыми. В соответствии с антимонопольными предписаниями штраф за картельный сговор составляет 4% годовой выручки компании. На Западе антимонопольные санкции еще суровее, по словам Анатолия Голомолзина, и составляют 10% от суммарной выручки за год.

Даже с началом действия биржи торговли нефтепродуктами система картельных сговоров не будет полностью ликвидирована, считает директор по развитию и маркетингу ИЦ «Кортес» Павел Строков, но она позволит быстро выявить факт ценового сговора. Штрафы и биржевые торги как способ борьбы с ВИНК на данный момент являются малоэффективными, полагает Дмитрий Александров из ИК «Файненшл Бридж», поскольку розничный рынок нефтепродуктов полностью зависит от оптового. «Штрафы не исправляют ситуацию олигопольного положения на рынке, а только собирают с его участников дополнительные средства в казну. Штраф воспринимается участниками рынка как налог и быстро переносится на цену продукта», — уверен аналитик.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram