Налоги душат
Небывало высокие цены на топливо все чаще становятся причиной забастовок и акций протеста, возникающих по всему миру.
В сообщениях СМИ все чаще появляются упоминания о топливном кризисе в той или иной стране из-за высоких цен на горючее. Совсем недавно это коснулось Англии, США и Греции, а на прошлой неделе затронуло и Болгарию, где рост цен на топливо вызвал массовые протесты автотранспортных компаний. Основной причиной забастовки в Болгарии, как сообщает агентство Reuters, стали слишком высокие акцизы на нефть. В результате цены на сырье за 2007 год выросли на 12% в отличие от соседней Румынии, где рост составил 4%. В результате болгарские транспортники вынуждены теперь тратить на бензин около половины расходов. Итогом забастовки, в ходе которой было перекрыто движение транспорта в 14 городах, включая Софию, стало согласие местных властей заморозить действующие ставки акцизов до 2010 года.
Проблемы с налогообложением наблюдаются и в России. Но если в Болгарии страдает в основном потребитель, то в России налоговые тиски могут стать причиной упадка целой нефтегазовой отрасли.
Как выразился на прошлой неделе глава Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, без изменения налоговой политики нефтегазового комплекса снижение цен на бензин в России невозможно. При этом он подчеркнул, что, если в ближайшее время не будет принято никаких решений, смягчающих систему налогообложения нефтегазовой отрасли, это может привести к существенному снижению добычи нефти.
Напомним, что сегодня станет известно решение президиума правительства, касающееся проекта основных направлений налоговой политики на 2009—2011 годы, куда вошло предложение премьер-министра Владимира Путина о семилетнем освобождении от уплаты НДПИ нефтяных компаний, ведущих добычу на новых месторождениях. К таким месторождениям относятся Тимано-Печора, Ямал и континентальный шельф.
Утверждение этого проекта будет только первым шагом к увеличению добычи нефти, считает аналитик ФК «Открытие» Наталья Мильчакова. Благодаря обнулению НДПИ на новых месторождениях нефтяные компании смогут сократить затраты на этот налог примерно на 20—25%. Это принесет прибыль крупным компаниям, таким как «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и «Роснефть», но навряд ли благодаря этому добыча нефти существенно вырастет, полагает г-жа Мильчакова.
Из-за высоких экспортных пошлин темпы роста добычи нефти останутся на прежнем уровне и в ближайшие десять лет будут повышаться в среднем на 2% в год. Наталья Мильчакова считает, что было бы более целесообразным изменить методику расчета налога на добычу, равно как и методику расчета налогов, связанных с экспортом.
Необходимо пересмотреть ставки экспортных пошлин, так как снижение НДПИ лишь незначительно стабилизирует ситуацию в отрасли, полагает аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. В противном случае, по его мнению, России не избежать кризиса, а критическая ситуация уже назрела: снижение добычи грозит сокращением объемов переработки, и тогда страна рискует столкнуться с дефицитом топлива.
Остающаяся без изменений в течение нескольких лет российская схема налогообложения устарела, компании по-прежнему отдают государству львиную долю прибыли, несмотря на то что добыча нефти требует все больше затрат, объясняет г-н Лютягин.
Чтобы поддерживать объемы добычи, необходимы инвестиции, и уходящие на налоги деньги гораздо правильнее было бы вкладывать в отрасль, нежели хранить в копилке государства, уверен Дмитрий Лютягин.