Вспомнили о проекте "Дружба - Адрия"
Хорватское правительство решило возобновить переговоры по реализации проекта строительства «Дружбы — Адрии», им же и «похороненного» три года назад из-за ярых протестов экологов.
Об интеграции нефтепроводов «Дружба» (Россия) и «Адрия» (Хорватия) заговорили еще в 2000 году. Инициаторами были компании ТНК и ЮКОС, затем к ним присоединилась «Транснефть». Проект предусматривал соединить южную ветку нефтепровода «Дружба» (проходит по территориям России, Белоруссии, Украины, Словакии и Венгрии) с трубопроводом «Адрия», протянутым до хорватского порта Омишаль. Экспорт нефти по трубе к 2010 году должен был вырасти до 15 млн т с 5 млн т в 2003 году.
В декабре 2002 года было подписано межправительственное соглашение о поддержке проекта интеграции нефтепроводов между странами-участниками — Россией, Украиной, Белоруссией, Венгрией, Словакией и Хорватией. Участники проекта — ОАО «АК «Транснефть» (единый оператор проекта, Россия), «Гомельтранснефть «Дружба» (Белоруссия), MOL (Венгрия), Transpetrol (Словакия), «Укртранснефть» (Украина) и JANAF (Хорватия).
Постоянные разногласия сторон соглашения ставили под угрозу строительство объекта. Окончательно проект «похоронило» правительство Хорватии под давлением экологов, которые опасались за безопасность хорватского побережья Адриатики и развитие туризма.
Спустя три года на фоне роста цен на энергоносители, опасности топливного кризиса в стране хорватское руководство изменило мнение о нефтепроводе «Дружба — Адрия». О готовности вернуться к переговорам заявил в начале недели премьер страны Иво Санадер, передают местные СМИ.
Надо сказать, что в последнее время Хорватия активно стремится закрепить свои позиции на мировом нефтегазовом рынке. Не так давно она подтвердила свою готовность присоединиться к проекту «Южный поток».
Аналитики сомневаются, что проект «Дружба — Адрия» на сегодняшний день соответствует российским интересам. По мнению президента Центра политической конъюнктуры Константина Симонова, если в 2000 году российские нефтяные компании активно лоббировали продвижение проекта, который позволил бы им выйти к Средиземному морю, то теперь ситуация резко изменилась. «Чем меньше нефти наши компании будут экспортировать через территорию стран бывшего соцлагеря, амбиции которых постоянно растут, тем свободнее они будут себя чувствовать на международном рынке», — отмечает эксперт. По его словам, у России сейчас есть перспективный проект нефтепровода в южном регионе — Бургас — Александруполис.
С ним согласен аналитик RusEnergy Игорь Ивахненко. «Сейчас Россия сосредоточена на балканском направлении. Кроме того, добыча нефти падает, ее не так много, чтобы ставить задачу по реализации двух проектов одновременно», — говорит г-н Ивахненко. По его словам, страна, возможно, поддержит нефтепровод «Дружба — Адрия», но каких-то реальных действий с ее стороны не последует.
Наталья Мильчакова из ФК «Открытие» также отмечает неактуальность «Дружбы — Адрии», так как «в этом районе есть по крайней мере три альтернативных проекта, более интересных нашим компаниям». Она полагает, что «Транснефть» как одна из участниц соглашения в данном случае сосредоточится на других своих направлениях. С представителями компании «Транснефть» вчера связаться не удалось.