Шоковое оздоровление
Первая встреча президента России Дмитрия Медведева с украинским коллегой Виктором Ющенко, которая прошла вчера в рамках неформального саммита СНГ, принесла Киеву плохие новости.
Глава внешнеполитического ведомства России добавил, что г-н Ющенко и сам говорил о необходимости сотрудничества на рыночных условиях. «Чем скорее мы перейдем на рыночные цены, тем лучше для оздоровления экономики страны, мы разделяем такую позицию», -- процитировал лидера Украины г-н Лавров. По его словам, Ющенко также выразил убеждение, что это только полезно для дальнейшего экономического развития и России, и Украины, а «президент Медведев, конечно, с такой логикой согласился».
Украинский президент, комментируя итоги встречи, говорил о другом. «К сожалению, Украина не присутствует на переговорах между Россией и среднеазиатскими поставщиками газа. Украина хотела бы присоединиться к переговорному процессу», -- сообщил он журналистам, отметив, что сделал соответствующее предложение Дмитрию Медведеву. Официальной реакции с российской стороны на эту инициативу нет. Хотя понятно, что Москва не собирается привлекать украинских коллег (конкурентов в борьбе за газовые ресурсы в Средней Азии) к стратегическим переговорам с Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном.
Впрочем, у г-на Ющенко была возможность узнать все из первых уст. Вчера в кулуарах саммита он встречался с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым и пригласил того посетить Украину с визитом. Как сообщает пресс-служба туркменского лидера, «приглашение было с благодарностью принято, сроки визита будут согласованы позднее по дипломатическим каналам». Правда, по договоренности глав государств визит будет предварять заседание туркмено-украинской межправительственной комиссии, которая обсудит повестку дня предстоящей встречи на высшем уровне и подготовит пакет двусторонних документов. То есть сама поездка произойдет не скоро.
Реакция на новости из Петербурга на Украине была более чем спокойной. Внутренние политические баталии, которые близки к кульминации (в виде развала «оранжевой» коалиции, отставки правительства, роспуска Верховной рады и фактического старта кампании на пост главы государства), полностью затмили газовые переговоры. «Пока делать выводы рано, так как «Нафтогаз Украины» и «Газпром» находятся в состоянии переговоров. Пока заявление российского МИДа можно расценивать не более как политическое», -- заявил пресс-секретарь «Нафтогаза» Владимир Землянский. Он отметил, что цена на газ, который идет из стран Средней Азии, зависит от многих факторов, в том числе и от ставок транзита по хранению газа и по транзиту российского газа по территории Украины. «Поэтому финальное решение будет окончательно известно по финалу переговоров, которые были начаты несколько недель тому назад», -- подытожил представитель украинского госконцерна.
Пресс-секретарь главы «Газпрома» Сергей Куприянов подтвердил, что переговоры пока не завершены ни с Украиной, ни с поставщиками газа. По его словам, цена на газ для Украины зависит от того, насколько поднимут цены на газ в Туркмении, Узбекистане и Казахстане. Возможность двукратного роста цены для Киева он прокомментировал осторожно: «Такого рода оценка имеет право на жизнь».
Следует отметить, что еще до встречи гг. Медведева и Ющенко источники в RosUkrEnergo (швейцарский трейдер, который поставляет газ на границу Украины) сообщили об иске к «Нафтогазу Украины» в международный арбитраж в Стокгольме. Иск с требованием взыскать 55 млн долл. в качестве пени за несвоевременную оплату поставок газа в первом квартале 2006 года, как оказалось, был подан еще в начале апреля. Ситуация тем более показательна, что «Нафтогаз», который с апреля вновь импортирует газ (покупая его у RUE), и сейчас позволяет себе платить не вовремя. К примеру, сейчас концерн должен поставщику около 780 млн долл. (стоимость более 4 млрд кубометров газа) за апрель-май, а по условиям контракта «Нафтогаз» уже обязан был перечислить аванс за июнь. Как известно, две недели назад о четкости и «ритмичности» платежей за газ договорились премьеры Владимир Путин и Юлия Тимошенко, но в условиях политического кризиса на Украине ждать полного исполнения обязательств было бы наивно.