Обещанного полгода ждут
Вице-премьер, министр экономики Сербии и регионального развития Младжан Динкич, который в прошлом составе правительства был последовательным противником сделки по продаже контрольного пакета Naftne Industrije Serbje (NIS) «Газпром нефти», вновь заяви.
Такое поведение со стороны Белграда после победы проевропейской партии президента Бориса Тадича на внеочередных парламентских выборах было вполне предсказуемо. Брюссель и европейские наблюдатели крайне негативно комментировали намерение Сербии продать NIS группе «Газпром» -- без открытого тендера, в котором собирались участвовать сразу несколько компаний из стран Европы, в обмен на гарантии прокладки через сербскую территорию одной из веток «Южного потока», а также инвестиций в строительство подземного хранилища газа «Банатски двор». И, судя по всему, оппоненты сотрудничества Белграда с Москвой намерены максимально осложнить завершение сделки. Г-н Динкич вообще ничем не рискует. Если заставит «Газпром нефть» доплатить, то принесет лишние деньги в бюджет Сербии, а если сделка совсем сорвется -- исполнит волю Еврокомиссии.
Российско-сербское межправительственное соглашение было подписано в январе 2008 года в присутствии президента России Владимира Путина, лидера Сербии Бориса Тадича и бывшего премьер-министра республики Воислава Коштуницы, который был главным сторонником партнерства с Москвой. Оно предполагает, что «Газпром» и уполномоченная компания от правительства Сербии создадут совместное предприятие (51% на 49%) для инвестирования в строительство газопровода «Южный поток» по территории страны. «Газпром» обязуется прокачивать по этой трубе не менее 10 млрд кубометров в год. Правительство Сербии, согласно тексту документа, обязалось продать группе «Газпром» контрольный пакет NIS. Условия в соглашении не прописаны, говорится лишь, что они должны быть определены специальным протоколом. Таковой был подписан между «Газпром нефтью» и сербским кабмином в тот же день, он предусматривает, что покупатель должен заплатить 400 млн евро деньгами и инвестировать в реконструкцию и развитие предприятия «не менее 500 млн евро». Как раз протокол г-н Динкич и требует переписать, заявляя, что без этого ратификация всего соглашения находится под вопросом. Очевидно, намекая на то, что правящая коалиция, имеющая большинство голосов, будет ориентироваться на отмашку со стороны президента и премьера, которые в свою очередь подождут исхода переговоров с «Газпром нефтью».
В Москве решительно настроены довести достигнутые ранее договоренности до реализации. И трудности, которые могут возникнуть с новым составом правительства (с политической трибуны неизменно поддерживает партнерство с Россией), явно предвидела. Уже после отставки кабинета министров во главе с г-ном Коштуницей в Белград летал глава МЧС Сергей Шойгу, являющийся сопредседателем российско-сербской межправительственной комиссии, чтобы убедить власти не ждать итогов выборов и внести соглашение на рассмотрение прежнего состава скупщины. Ценой неимоверных дипломатических усилий этого удалось добиться, но в парламент документ поступил за считанные дни до голосования, когда уже внеочередное заседание депутатского корпуса провести было технически невозможно.
В то же время «Газпром нефть» намекает на возможность дополнительных вложений в NIS, но без пересмотра обязательных условий купли-продажи. Как пояснил г-н Малышев, сейчас рассматривается инвестиционная программа по реконструкции и развитию сербской компании. «Мы считаем возможным, что будет эффективно с точки зрения бизнеса увеличить вложения в модернизацию предприятий, -- говорит он. -- Но протокол для этого менять совершенно не нужно».
NIS -- монополист в нефтегазовой отрасли Сербии, доля рынка -- 72%. Компании принадлежат два нефтеперерабатывающих завода общей годовой мощностью 6,3 млн тонн. В настоящее время объем переработки на них составляет 4,1 млн тонн в год, что полностью удовлетворяет внутреннюю потребность страны в нефтепродуктах. Годовой объем продаж -- 1,8 млрд долларов.