Слово за Сечиным
Отвечающий в правительстве Владимира Путина за нефтегазовый комплекс страны вице-премьер Игорь Сечин завтра отправляется с рабочим визитом в Китай.
Как известно, г-н Сечин возглавляет совет директоров «Роснефти». Госкомпания с самого начала дела ЮКОСа поставляет в Китай нефть, а также намерена построить там нефтеперерабатывающий завод. Китайцы же, которым необходимы российские энергоресурсы, без сомнения, в очередной раз поставят вопрос о строительстве ответвления от нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий океан (ВСТО). Именно на китайском направлении трубы в свое время, будучи главой ЮКОСа, настаивал Михаил Ходорковский. Но власти не поддержали эту идею, посчитав ее ориентированной на «монопокупателя». По слухам, во время одной из дискуссий г-н Ходорковский даже сказал Владимиру Путину, что тот не понимает стратегической важности китайского направления.
Когда активы ЮКОСа перешли к «Роснефти», вопрос об ответвлении на Китай возник вновь. Но г-н Сечин как глава совета директоров настаивал на строительстве ветки лишь в сторону Японии. Вполне возможно, что теперь, оценив потребности КНР в российских энергоресурсах, он мог передумать и счесть этот вариант целесообразным. Ведь строительство ветки может открыть перед «Роснефтью», доставляющей сейчас свою продукцию в Китай по железной дороге, новые перспективы: в прошлом году КНР импортировала 160 млн тонн нефти. Как заявлял ранее президент «Транснефти» Николай Токарев, проект ответвления должен быть передан китайской стороне, финансировавшей работы над ним, в июле.
В 2004 году «Роснефть» заключила контракт с государственной CNPC на поставки до 2010 года в республику 48,4 млн тонн нефти. Сумма сделки составила 6 млрд долл. За это время в Китай ушло около 30 млн тонн российской нефти. Однако в прошлом году «Роснефть» несколько пересмотрела первоначальный контракт и увеличила отпускные цены за баррель нефти на 0,675 долл., объяснив повышение изменившейся мировой конъюнктурой. В CNPC перечить не стали, однако заявили, что больше на изменение ценовой политики не согласятся. О том, как будет развиваться дальнейшее сотрудничество между двумя госкомпаниями, когда в 2010 году закончится срок действия контракта, пока ничего не известно. «Подождем 2010 года, тогда и решим», -- сказали «Времени новостей» в «Роснефти». Вполне возможно, что какие-то решения будут приняты и во время визита г-на Сечина. Однако, как заявлял ранее президент компании Сергей Богданчиков, одним из существенных факторов в расчете экспортных цен для Китая будут тарифы за пользование трубопроводом ВСТО.
Еще одним пунктом нефтяной программы Игоря Сечина может стать обсуждение возможности строительства в Китае нефтеперерабатывающего завода, техническое обоснование по которому должно быть готово к концу лета. Проект принадлежит созданной в конце октября прошлого года Российско-китайской восточной нефтехимической компании (совместное предприятие PetroChina с долей 51% и «Роснефти» с долей 49%). Помимо НПЗ совместному предприятию будет принадлежать еще и сеть из 300 АЗС. В планах компании -- в 2011 году запустить работу завода, построенного на севере города центрального подчинения Тяньцзинь, который объявлен правительством национальной базой развития нефтяной промышленности КНР. Вчера в «Роснефти» «Времени новостей» заявили, что «полны решимости запустить эти проекты».
В газовой же сфере обмен мнениями с китайскими коллегами идет без принципиальных изменений. «Газпром» и CNPC зашли в тупик при обсуждении цен поставки газа в Китай и пока не знают, как из него выбраться. Ситуацию осложняет положение вещей, сложившееся в связи с планами оператора проекта «Сахалин-1» компании Exxon Neftegaz (в котором первую скрипку играет американский концерн ExxonMobil) по экспорту газа в Поднебесную. Exxon Neftegaz продвинулась в переговорах с CNPC по согласованию взаимоприемлемой цены дальше, чем «Газпром», в первую очередь благодаря тому, что готова продавать газ гораздо дешевле мировых цен. Российский газовый монополист предлагает Пекину отталкиваться от реальной стоимости сжиженного газа в регионе и всячески противодействует планам Exxon Neftegaz по постройке трубы в Китай в обход единого экспортного канала. Согласно закону «Об экспорте газа» действующие проекты, которые реализуются в рамках СРП «Сахалин-1» и «Сахалин-2» («Газпром» имеет контрольный пакет), имеют право на самостоятельные продажи добываемого газа за рубеж. Однако «Газпром», пользуясь политической поддержкой руководства страны, настаивает на том, что именно он должен стать покупателем газа с «Сахалина-1» для первоочередного удовлетворения нужд российских потребителей на Дальнем Востоке.