Недоступное доступно
Замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин вчера провел последнее совещание по проекту правил недискриминационного доступа к газопроводам перед тем, как разослать документ на согласование в профильные ведомства.
По поручению вице-премьера Игоря Сечина в Белый дом проект постановления и порядок доступа должны быть внесены до 5 августа (то есть на все согласительные процедуры осталось меньше 10 дней). Г-н Сечин, возглавляющий совет директоров «Роснефти», является инициатором возвращения вопроса о доступе в повестку рассмотрения на правительственном уровне и внимательно курирует процесс подготовки. Кроме того, Владимир Путин недавно резко осадил Алексея Миллера на совещании в Северодвинске, наказав «не качать головой», а обеспечить доступ переработанного попутного нефтяного газа в трубу. Многими чиновниками это было воспринято как возможность проявлять жесткость в отношении «Газпрома», который в последние годы пользовался неприкосновенностью со стороны правительственных структур.
В распоряжении «Времени новостей» оказался перечень замечаний «Газпрома» к документам ФАС, которыми компания и дальше будет апеллировать к руководителям страны, намекая на растущие угрозы безопасности газоснабжения. Монополист сетует, что за три года, в течение которых ведется согласительная работа между ведомством Игоря Артемьева и «Газпромом», концерн «неоднократно обращал внимание ФАС России на недопустимость радикального изменения концептуальных подходов регулирования», но данные замечания службой игнорируются. В записке говорится, что проекты постановления и порядка, подготовленные антимонопольной службой, «по многим положениям основаны на опыте регулирования газотранспортного сектора ЕС, прежде всего на Регламенте об условиях доступа к газотранспортным сетям». Но, как считают в «Газпроме», в самой Европе ведутся дискуссии о последствиях принятия этих мер для безопасности газоснабжения и инвестиционной привлекательности вложений в газопроводы. Поэтому «заимствование законодательного опыта ЕС в сфере регулирования газового сектора» представляется концерну преждевременным, «пока его результаты не продемонстрировали эффективность». Это сравнение выглядит весьма странно, учитывая, что тот же «Газпром» последовательно наращивает инвестиции в трубопроводный сектор на территории ЕС (в частности, увеличил долю в немецкой газотранспортной и газораспределительной компании Wingas до 50% минус 1 акция), несмотря на уже действующие в Европе правила либерализации доступа в трубу для третьих лиц. К тому же, обсуждаются еще более жесткие предложения, а именно разделение газовых концернов путем принудительной продажи сетевой инфраструктуры.
Но отсылкой к «непроверенным временем» европейским нормам «Газпром» не ограничивается. Монополия считает, что заложенные в проекты документов ФАС принципы «служат целям, во многом аналогичным целям Договора к Энергетической хартии». Концерн напоминает, что Россия ДЭХ не ратифицировала, и «отношение российской стороны к этому документу в целом негативное». То есть, как видится из башни на Наметкина, принятие недискриминационных правил доступа, предлагаемых ФАС, «может послужить дополнительной аргументацией в пользу сторонников ратификации данного документа».
Покончив с политическими аспектами предложений антимонопольной службы, авторы замечаний из «Газпрома» переходят к конкретным пунктам проектов постановления и порядка доступа.
Во-первых, концерн настаивает, что правительство в соответствии с законом «О газоснабжении» наделено полномочиями по утверждению порядка доступа независимых организаций к газотранспортным сетям. Ссылаясь на протоколы совещаний от 6 июня у Игоря Сечина и 18 июня у Владимира Путина, монополист утверждает, что ФАС поручено «завершить подготовку проекта нормативного правового акта по регулированию доступа независимых производителей газа к ГТС». По мнению «Газпрома», он как собственник газопроводов не должен подпадать под единый порядок доступа к свободным мощностям системы. То есть фактически концерн предлагает исключить все свои объемы из-под регулирования документом.
Во-вторых, концерн настаивает на том, что при оказании услуг независимым производителям газа по транспортировке газа «необходимо руководствоваться едиными правилами расчета и формирования тарифа». ФАС же предлагает сделать их дифференцированными -- на тот случай, если предусмотрена возможность прерывания оказания услуг по транспорту (например, в связи с ремонтными работами или другими форс-мажорными обстоятельствами).
В-третьих, «Газпром» настаивает на том, чтобы полностью исключить предложенный ФАС раздел о раскрытии информации оператором ГТС. По мнению компании, в соответствии с законодательством правительство «не наделено полномочиями по установлению порядка публичного раскрытия» такой информации. Данные о ГТС, которые требует раскрывать антимонопольное ведомство, отнесены «Газпромом» к коммерческой тайне. И заставить концерн раскрывать эту информацию можно только на основе отдельного закона.
Из этих требований монополия формулирует претензии к проекту порядка доступа. «Свободная мощность» в ГТС должна определяться за вычетом всех объемов, добываемых «Газпромом» вместе со всеми «дочками». Необходимо исключить раздел, регулирующий вопросы подсоединения к газотранспортной сети, поскольку это технические вопросы и правительство опять-таки не наделено соответствующими полномочиями. Кроме того, в концерне считают необходимым подстраховать положения закона «Об экспорте газа» и вписать в документ, что порядок доступа относится только к газу, который предназначен для поставок российским потребителям. А в заключение «Газпром» напоминает, что в Думе кипит работа над проектом закона «О магистральном трубопроводном транспорте» (правда, она кипит уже много лет без особого прогресса), в котором есть глава о регулировании доступа.
Если замечания «Газпрома» учесть, то проект ФАС будет в очередной раз попросту похоронен. Вопрос в том, насколько сильна политическая воля к преодолению сопротивления со стороны газовой монополии. И хватит ли у г-на Сечина возможностей, чтобы убедить Владимира Путина в необходимости радикальной либерализации доступа. Дело в том, что даже принятие подготовленного в ФАС проекта правительством не изменит кардинально ситуацию со входом газа других производителей в ГТС. Для того, чтобы документ заработал, нужно запустить полноценный процесс реформирования газовой отрасли (вплоть до разделения «Газпрома»), к чему в правительстве г-на Путина, скорее всего, не готовы.
Более реалистичным выглядит прогресс в вопросе о попутном газе, приоритетный доступ которого в трубу недавно потребовал премьер лично. ФАС предлагает сделать полученный в результате переработки ПНГ сухой отбензиненный газ первым в очереди на «свободные мощности» в системе. Но не хочет приравнивать его к абсолютным приоритетам, таким как снабжение коммунального сектора, поставки госучреждениям и по международным соглашениям РФ. Тем не менее, и такой компромисс позволит нефтяникам иметь определенные гарантии, что утилизация попутного газа окупится за счет возможности его продавать на рынке. Впрочем, как рассказал «Времени новостей» один из участников согласительных процедур, «Роснефть» уже предлагает обязать «Газпром» выкупать такой газ у нефтяников по ценам, рассчитанным от экспорта (что автоматически решит проблему доступа в систему).
Получить комментарии «Газпрома» и ФАС вчера не удалось.