Семнадцать мгновений осени
Российское правительство кардинально меняет систему расчета экспортной пошлины на нефть.
Новости о снижении пошлины, разумеется, обрадовали нефтяников. Ведь ставка на октябрь рассчитывалась исходя из мировых цен августа - начала сентября, а тогда их уровень серьезно превышал 100 долл. за баррель. Падение же проходило буквально в последнее две недели и достигло уровня 90 долл. за баррель. "Сейчас нефтяные компании, занимающиеся экспортом нефти, работают с убытком для себя, ведь цены на Urals резко упали, при этом на размере взимаемых налогов это не отразилось", - говорит аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров. По его словам, особенно создавшаяся ситуация неблагоприятна для компаний, сильно зависящих от экспорта, - "Сургутнефтегаза", "Роснефти", ЛУКОЙЛа. "Принятые правительством меры позволят нефтяным компаниям получить дополнительные доходы в размере 5,1-5,2 млрд долл., поэтому прибыль в четвертом квартале должна значительно увеличиться", - считает г-н Нестеров.
Кроме того, правительство снизило экспортные пошлины и на нефтепродукты. Как сообщил замначальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович, пошлина на экспорт светлых нефтепродуктов с 1 октября снизится до 263,1 долл. за тонну, темных - до 141,7 долл. за тонну, в то время как ранее планировалось взимать 339,7 и 183 долл. за тонну соответственно.
"Эта мера (снижение пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов. - Ред.) позволит сохранить нефтяным компаниям и нефтеперерабатывающим предприятиям средства в размере 5,5 млрд долл.", - подсчитал г-н Кудрин. По его словам, 4,5 млрд сохранят нефтяные и еще 1 млрд - перерабатывающие компании. "Это подсчитано исходя из прогнозов объемов экспорта нефти и нефтепродуктов в октябре-ноябре текущего года, по текущему курсу доллара", - уточнил РИА Новости замначальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович.
Обнадеженные поддержкой государства в снижении экспортных пошлин нефтяники вчера так же попытались добиться и уменьшения тарифов на прокачку нефти по системам "Транснефти" и "Транснефтепродукта", а также на перевозки по железной дороге. "Будем обращаться с предложениями о том, чтобы были рассмотрены вопросы о корректировке тарифов в системе транспортировки в связи со снижением цен на нефть", - заявил вчера президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. По его словам, в 2009 году должны быть приняты меры по снижению затрат нефтяных компаний на транспортировку "минимум до 20% по отношению к тем суммам, которые тратились в 2008 год". "Таким образом, мы сможем сохранить объемы производства нефти", - резюмировал г-н Алекперов.
Как сообщил "Времени новостей" вице-президент "Траснефти" Михаил Барков, никаких просьб об изменении тарифов от ЛУКОЙЛа компания пока не получала. "И даже если получим, то все равно такое решение принимает Федеральная служба по тарифам. Хотя, конечно, наше мнение она учитывает", - заявил он. Через некоторое время ФСТ ответила Вагиту Алекперову. "Не думаю, что в отношении "Транснефти" можно пойти на снижение тарифов на транспортировку нефти. У нас сейчас другая проблема - тариф нужно дальше повышать и уже скоро", - заявил журналистам начальник управления регулирования нефтяной и газовой отрасли службы Денис Волков. Ведь "Траснефти" необходимо будет расплачиваться по кредитам, привлеченным на строительство нефтепроводов из Восточной Сибири к Тихому океану, Бургас - Александруполис и, возможно, привлекать средства на строительство ответвления от "Дружбы" вокруг Белоруссии.