"Это нам зачтется"
Премьер Владимир Путин вчера неожиданно решил провести совещание по вопросам строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).
Он выразил уверенность в том, что запланированная мощность ВСТО в 80 млн тонн в год до 2020 года будет обеспечена. "С учетом отвода на КНР мы до 2020 года доведем заполнение трубы до этих объемов. Они просчитаны", - пообещал глава "Транснефти".
Нефтепроводная система ВСТО строится для транспортировки российской нефти на перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Реализацию проекта предполагается осуществить в два этапа. На первом этапе предусматривается строительство участка Тайшет (Иркутская область) - Сковородино (Амурская область) и сооружение нефтеналивного терминала в порту Козьмино мощностью 30 млн тонн нефти в год. От Сковородино до Тихого океана нефть планируется перевозить по железной дороге.
На втором этапе предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино-Козьмино. Ранее планировалось, что первая очередь ВСТО будет запущена в октябре-декабре 2008 года, однако срок ее ввода был перенесен на конец 2009 года. В связи с этим было принято решение о запуске уже построенной части ВСТО в реверсном режиме - в западном направлении.
Самый спорный вопрос в строительстве ВСТО - ответвление нефтепровода на Китай - вчера был упомянут вскользь. Российские власти, похоже, до сих пор не имеют четкой позиции относительно его необходимости. Как заявил г-н Токарев, "уже подготовлен проект строительства ответвления на Китай, и китайская сторона профинансировала ТЭО в сумме 37 млн долл.". По его словам, сейчас этот проект находится на госэкспертизе, которая завершится "в ближайшее время". Китайская сторона, как известно, подготовила ТЭО строительство от границы внутрь страны и уже несколько лет ждет решения российских властей.
Но Владимир Путин, похоже, не был настроен что-либо решать на совещании. Он предпочитал вспоминать, как шло строительство. "Я был на Дальнем Востоке и смотрел за строительством нефтяного терминала в Козьмино. В целом доволен темпами и качеством строительства", - сказал премьер. Он также отметил, что в ходе реализации проекта возникали некоторые сложности, связанные с отсутствием в регионе необходимой инфраструктуры. "Транснефть" и другие нефтяные компании принимали дополнительные решения, в том числе по электрообеспечению, строительству дорог и, конечно, проблемам экологии, - заявил г-н Путин. - Достаточно вспомнить проблему обхода Байкала. Конечно же, это вызвало дополнительные затраты, но они оправданны. В целом мы показали хороший пример бережного отношения к природе. Это нам зачтется, и будущее поколение сумеет оценить наши усилия".