Китайская помощь
Президент "Транснефти" Николай Токарев впервые официально признал, что его компания и "Роснефть" ждут долгосрочных кредитов от Китая на $25 млрд. Китай может одолжить "Транснефти" $10 млрд, а "Роснефти" - $15 млрд, заявил вчера Токарев.
Китай может одолжить "Транснефти" $10 млрд, а "Роснефти" - $15 млрд, заявил вчера Токарев. Параметры будущих займов пока не определены, оговорился он: делегация обеих компаний сейчас находится в Китае, где обсуждает этот вопрос. Но "Транснефть" хотела бы долгосрочный кредит (примерно на 10 лет) по ставке меньше 7% годовых, деньги должны пойти на инвестпрограмму монополии, рассказал Токарев (см. врез). И для "Транснефти", и для "Роснефти" предлагаются равные условия, добавляет источник в российско-китайской межправительственной комиссии.
Президент "Роснефти" Сергей Богданчиков комментировать свои пожелания не стал. Как не стал недавно подтверждать такие переговоры и вице-премьер Игорь Сечин (он говорил лишь о "значительных кредитах"). Хотя о возможных займах на $20-25 млрд в обмен на 20-летние поставки нефти в Китай стало известно еще в конце октября, когда в Москву прилетал премьер КНР Вэнь Цзябао.
Китай хочет, чтобы "Роснефть" продлила с ним контракт на поставку нефти на 2011-2030 гг. (по 15 млн т ежегодно), говорил тогда источник в российской делегации. Но "Роснефть" пока не договорилась об условиях поставок. Все, что есть, - договор "Транснефти" с китайской CNPC о принципах строительства и эксплуатации нефтепровода, который пойдет в сторону Китая как ответвление от Восточного нефтепровода (вчера Госэкспертиза как раз дала положительное заключение по проекту). А контракты на поставку и прокачку нефти могут быть заключены до 25 ноября, заявлял ранее Сечин.
Если "Роснефть" и "Транснефть" возьмут кредиты на названных Токаревым условиях, это хорошая новость не только для госкомпаний, но и для платежного баланса России в целом, отмечает аналитик МДМ-банка Михаил Галкин. Сейчас ставка в 7% годовых - это "очень недорого" (досрочные еврооблигации "Транснефти" торгуются с доходностью 12-14%), не говоря уже о том, что привлечь такую сумму на международных рынках сейчас в принципе невозможно, заключает эксперт.
Китайский кредит на $15 млрд серьезно облегчит жизнь "Роснефти": на 1 июля ее чистый долг составлял $21,4 млрд, из них $13,4 млрд - краткосрочные займы.
А вот "Транснефти" $10 млрд на всю инвестпрограмму может не хватить (с учетом планов до 2010 г.). Но компания может сосредоточиться только на главном проекте - второй очереди Восточного нефтепровода, отмечает аналитик Unicredit Aton Павел Сорокин: ее сметы пока нет, но понятно, что она будет дороже первой очереди (около 300 млрд руб., или $11 млрд по текущему курсу). А остальные проекты, в частности БТС-2, чиновники могут и отложить с учетом сегодняшней ситуации на рынке, полагает эксперт.