С новым газом!
С 1 января "Газпром" пригрозил остановить поставки газа на Украину: она не готова погасить $2 млрд долга, а без этого невозможно заключить контракт на 2009 г. Подобное уже происходило на рубеже 2005-2006 гг.
Хватит на полгода
Украина выбрала этот объем из транзитной трубы. Это позволила система, построенная еще во времена СССР: изолированной транзитной трубы в ЕС не существует. "Газпром" может фиксировать все изменения в прокачке, но сделать ничего не может.
Соответственно, с 1 января в Европу не дошли ровно те объемы, которые забрала Украина. Острее всего это почувствовали страны, которые выбирают газ из трубы последними: Польша, Венгрия и Италия. Поставки им сократились вдвое.
Началась паника, подскочили цены на нефть – зима тогда была аномально холодная. Но уже 2 января "Газпром" поднял давление в трубе, увеличив поставки до 450 млн куб. м, чтобы компенсировать не доставшееся ЕС топливо (его, правда, тут же выбрала Украина). А в ночь на 4 января война закончилась: "Газпром" и "Нафтогаз" подписали договор.
Сейчас Европа спокойна. "Газпром" предупредил Еврокомиссию о возможных осложнениях при переговорах с Украиной, но обе стороны гарантировали, что на транзите газа в ЕС это не отразится, говорит представитель энергетического департамента Еврокомиссии Ферран Тарраделлас Эспуни. Итальянские покупатели газа – Eni, Enel от комментариев отказались. Польская PGNiG готова к возможным проблемам с транзитом, но верит, что их не будет, заявила "Интерфаксу" представитель компании Йоанна Закревская.
Европу должно успокаивать то, что из-за кризиса Украина снизила потребление, а из-за теплой погоды у нее большие запасы газа в подземных хранилищах – 29,5 млрд куб. м, из которых 17 млрд принадлежат "Нафтогазу" и его "дочкам", сообщила в пятницу пресс-служба президента Украины. Этих 17 млрд куб. м при потреблении на уровне холодного января 2006 г. хватит на 154 дня, т. е. как минимум до конца отопительного сезона. Указанного ресурса достаточно для полного и надежного обеспечения национальных потребителей, сказала пресс-секретарь Виктора Ющенко Ирина Ванникова.
Выбор маршрута
Ожидая дальнейшего роста украинских долгов, независимые продавцы газа – "Роснефть", "Итера", "Транс нафта" и "Новатэк" – стали обсуждать изменение схемы поставок на Украину, говорят топ-менеджеры двух из них, источник, близкий к руководству "Новатэка" и бывший топ-менеджер "Газпрома" (получить комментарии "Новатэка" не удалось, представители остальных от комментариев отказались). Предлагается следующее, говорит один из собеседников "Ведомостей": газ пойдет из России через "Газпром экспорт" (с 2006 г. у него монополия на экспорт), он с минимальной комиссией будет продавать топливо обратно поставщикам на границе с Украиной, а они – "Нафтогазу" и другим потребителям.
Главные аргументы – в России тоже снижается спрос на газ и производителям нужны новые рынки, рассуждает собеседник "Ведомостей", а выбивать деньги с Украины им проще, чем "Газпрому".
Правда, "Газпром" вряд ли на это согласится, отмечает бывший топ-менеджер концерна. Он старается не допускать независимых производителей даже к российскому рынку, говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. С правительством поставщики такую схему не обсуждали, говорит советник премьер-министра Украины по газовым вопросам Александра Гудыма, но стране все равно, у кого покупать газ, лишь бы поставки были надежными, а цена – "реальной" (экономически обоснованы – $100 за 1000 куб. м, заявила пресс-служба Ющенко, сейчас – $179,5).
Подобная схема появилась в начале 1990-х. К 1994 г. Украина задолжала $800 млн главному поставщику газа – Туркмении (ее топливо и сейчас поставляется через "Газпром"). Туркмения прекратила поставки, и предприниматель Игорь Бакай предложил Украине бартерную схему оплаты. Его фирма "Республика" получила эксклюзив на поставки и расчеты по газу. Вместе с Игорем Макаровым (основной владелец "Итеры") он вывозил из страны товары, продавал их и расплачивался за газ и его транспортировку. Правда, бартер не решил проблему долгов: на 1 января 1996 г. "Нафтогаз Украины" признавал долг перед "Газпромом" в $1,66 млрд, а в конце 1998 г. – $1,5 млрд.