Российское правосудие преследует ЮКОС
Вооруженные люди постоянно ведут обыски в офисах нефтяного гиганта.
Неуплата налогов, мошенничество, заказное убийство - с тех пор как прокуратура в начале июля этого года инициировала расследование деятельности крупнейшего российского нефтяного концерна ЮКОС, против сотрудников компании возбуждаются все новые дела. Недавно московские органы правосудия занялись делом еще одного высокопоставленного менеджера. Как сообщила в пятницу Генеральная прокуратура, Василий Шахновский, президент компании ЮКОС-Москва, обвиняется в неуплате налогов.
Шахновский, доверенное лицо главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, якобы не уплатил налоги как физическое лицо. Руководитель пресс-службы концерна заявил газете "Известия", что он не может комментировать то, что делает Шахновский как частное лицо, однако выразил удивление, почему персональное налоговое дело расследует Генеральная прокуратура. До сих пор налоговые декларации Шахновского никогда не вызывали претензий у компетентных налоговых органов.
Предприниматели обеспокоены
Не проходит и недели, чтобы офисы предприятия не обыскивались вооруженными людьми. Адвокатам концерна угрожают, помещения переворачивают вверх дном. Кто именно и в чем именно обвиняется и какие доказательства собрала прокуратура в ходе интенсивной следственной деятельности, становится все менее понятно.
После того как на прошлой неделе депутаты российского парламента обратились в московский городской суд с призывом вести дело открыто, следственные методы московской прокуратуры сами могут стать предметом разбирательства.
Адвокаты обвиняемого в убийстве главы службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина обратились в парламент с просьбой не оставлять больше без комментариев действия органов юстиции. Они утверждают, что их подзащитного во время допросов подвергали физическому и психологическому давлению, применяли наркотики для получения признательных показаний.
Однако призыв, который подписали более ста парламентариев, не возымел действия. Окружной суд отклонил требование о независимом медицинском обследовании обвиняемого и открытом ведении дела.
Эффект, который скандал вокруг ЮКОСа оказывает на российскую экономику, тем временем стал очевиден: если следствие против ЮКОСа лишь временно повлияло на российский рынок акций, то беспокойство российских предпринимателей ощущается сильно. Еще во втором квартале этого года бегство российского капитала из страны казалось остановленными. Однако в третьем квартале, с июля по сентябрь, по данным Центробанка, Россию покинули 7,7 млрд долларов частного капитала.
Тем временем президент России Владимир Путин называет тревогу российских предпринимателей совершенно необоснованной. В ходе своего визита в США в сентябре он заявил, что уже не раз повторял: итоги приватизации не подлежат пересмотру, его позиция по этому поводу не изменилась. Президент сказал, что не будет влиять на следственные действия прокуратуры. Обвиняемый менеджер ЮКОСа Платон Лебедев, "слава богу, не является политической фигурой", сказал Путин. В целом он выразил надежду, что процесс не затянется и скоро будут видны результаты.
Путинские интервью не для россиян
Соответствующие отрывки из интервью, которые Путин дал в США, в своем последнем выпуске опубликовал журнал "Коммерсант-Власть" под заголовком "Интервью не для русских". Журнал отметил, что при публикации на официальном сайте пресс-служба президента опустила некоторые фрагменты, в которых Путин высказывался по поводу скандала вокруг ЮКОСа, своего отношения к российским олигархам и войне в Чечне.
Тот факт, что Путин не высказывается по поводу событий вокруг ЮКОСа, российские наблюдатели, например политолог из Центра Карнеги в Москве Лилия Шевцова, не оценивают как доказательство независимости российского правосудия. Скорее, президент сам демонстрирует неуверенность в том, что касается этого дела, говорит она.
Наивно будет предполагать, что среди так называемых российских олигархов можно встретить святых, заявляет Шевцова. Однако некоторые из них - в том числе Михаил Ходорковский - со временем осознали, что прозрачность и легальность более полезны для их бизнеса, нежели тесные связи с властью. Такое стремление к независимости стало вызовом для российской бюрократии, которая немедленно на это отреагировала. По мнению Шевцовой, дело ЮКОСа доказывает: ни экономическая, ни политическая стабильность в России не обеспечены, и правила игры могут измениться в любой момент.