Почему олигархи идут на союз с КПРФ?
Коммунистическая партия России всегда подавала себя как партию рабочего класса. Алексей Кондауров, который баллотируется в парламент по спискам Компартии, не является исключением.
В настоящее время Компартия России, мягко говоря, предпринимает шаги для косметических изменений своего имиджа. В новом парламенте России Компартия может получить меньше мест, чем когда-либо за всю свою историю, и поэтому коммунисты решили совершить стремительный рывок с целью привлечь на свою сторону побольше молодых избирателей и добиться поддержки со стороны бизнес-элиты. Известно, что электорат КПРФ очень не любит олигархов, и все же бизнесмены, подобные Кондаурову, уверены в том, что лишь баллотируясь по спискам популярной в народе Компартии, они смогут вести на равных борьбу с прокремлевским блоком «Единая Россия», который пользуется поддержкой президента Владимира Путина.
«Единая Россия» поддерживает меры Путина, направленные на ограничение власти могущественных олигархов, которые доминировали в российской политике с периода крушения коммунизма. По сути более четверти кандидатов от Компартии, которые баллотируются на парламентских выборах 7-го декабря, являются бизнесменами, причем некоторые из них - миллионеры. Ходили также слухи о том, что самый богатый человек страны - бывший глава «ЮКОСа», находящийся сейчас в тюрьме, - собирался участвовать в выборах президента страны в качестве кандидата от Компартии.
«Мир открыт для сближения идей, - говорит Кондауров. - Сегодня право на существование имеют те взгляды, которые гарантируют наиболее эффективное функционирование всех общественных учреждений и увеличение благосостояния граждан». Компартия, которая в течение более 70 лет фактически была правительством бывшего Советского Союза, в период после крушения советской системы продолжает оставаться влиятельной оппозиционной силой. В 1996 году лидер Компартии Геннадий Зюганов чуть было не одержал победу над бывшим президентом России Борисом Ельциным.
Компартия, которая вместе со своими союзниками контролирует 132 из 450 мест в нижней палате российского парламента, является единственным крупнейшим парламентским блоком, который оппозиционно настроен по отношению к Кремлю. Но времена меняются. За минувшие несколько лет Путин перетянул на свою сторону часть электората Компартии, переняв главные лозунги коммунистов, а именно: усиление роли России на международной арене и наведение порядка внутри страны.
Тем временем Компартия начала превращаться в «партию пенсионеров», а также престарелых ветеранов войны и бабушек, которые в годовщину Октябрьской Революции размахивают флагами с изображением серпа и молота. И все же опросы общественного мнения показывают, что миллионы обедневших россияне недовольны существующим положением и верят обещаниям Компартии о повышении зарплаты и установлении в стране «социальной справедливости».
По мнению аналитиков, включение Кондаурова и других «красных олигархов» в избирательный список Компартии может улучшить ее финансовое состояние, а также привести к созданию прагматических альянсов, необходимых для того, чтобы коммунисты вместе с другими силами оппозиции смогли бросить вызов Кремлю. «Суть нашей политической системы заключается в том, что ни левые, ни правые не могут стать большинством, - заявил Дмитрий Фурман, старший научный сотрудник Института Европы РАН. - Вполне естественно, что олигархи идут на союз с коммунистами. Они решили установить новые правила игры».
Политическая «бомба» взорвалась в этом месяце, когда Леонид Маевский, исключенный на прошлой неделе из рядов Компартии, вдруг заявил, что он играл роль посредника, организовав встречу лидера КПРФ с опальным олигархом Борисом Березовским, который является ярым противником Путина. По его словам, после этой встречи миллиардер, находящийся в Великобритании, начал тайно финансировать Компартию. Березовский и руководство Компартии отрицали это. Что касается Зюганова, то он утверждает, что присутствие бизнесменов-миллионеров в списке КПРФ - это «союз, в котором есть смысл». «Почему мы не должны включать умного бизнесмена в наш список? - спрашивает Зюганов.
Однако среди рядовых коммунистов немало тех, кто выступает против альянса с олигархами, которые грабят национальные богатства России. «Тридцать процентов партийного списка составляют официальные миллионеры. Это что, лицо нашей партии? - этим вопросом задался Маевский в своем интервью. - Возникает логичный вопрос: если эти люди окажутся в парламенте, будут ли они голосовать за ренационализацию компаний в сфере природных ресурсов, за что ратует Компартия? При анализе предвыборного списка партии напрашивается вывод о том, что после приватизации наших природных ресурсов, промышленности и большей части ВПК эти олигархи решили теперь приватизировать крупнейшую партию оппозиции».
Однако члены Компартии, еще не достигшие 25-летнего возраста, считают, что результаты более важны, чем сама идеология. «У богатых людей разные взгляды и убеждения. Многие из них имеют все, в то время как у народа ничего нет. И мы не можем оттолкнуть этих богатых людей, если хотим, чтобы они нам помогли», - говорит 20-летний студент университета Алексей Федоров. Вячеслав Кузнецов, профессор и член партии с 1971 года, тоже считает, что союз Компартии с предпринимателями необходим.
«Даже прокремлевские партии признают сегодня, что 40 миллионов россиян живут за чертой бедности, - говорит он. - И почти все считают, что экономика страны в значительной степени разрушена, и сегодня страна выживает только потому, что продолжает продавать свои нефть, природный газ, древесину и металлы». А идею ренационализации таких компаний, как «ЮКОС» не отвергает даже Кондауров, который официально не является членом Компартии. «Нет ничего ужасного в этих заявлениях, даже для «ЮКОСа», - говорит он. - Если решат повторно национализировать эту сферу и предложат за это хорошую цену, пусть выкупают».
Однако некоторые аналитики утверждают, что Компартия сильно рискует, ибо после избрания по спискам коммунистов бизнесмены могут изменить свою позицию. «Может возникнуть такая ситуация, когда у коммунистов не будет почти реальных членов партии в их парламентской фракции, - говорит Борис Кагарлицкий, директор Института проблем глобализации. - А в конце года Зюганов столкнется с главным кризисом, когда члены Компартии будут высказывать возмущение по поводу создавшейся ситуации». Но Виктор Пешков, главный стратег Компартии, считает, что именно те, кто боится Компартии, больше всех говорят о ее упадке. «Некоторые россияне надеются, что, проснувшись утром, они услышат по радио, что Компартии больше не существует. И факт заключается в том, что многие из этих людей близки к Кремлю».
Однако, судя по всему, выживание Компартии могут гарантировать не стареющие аппаратчики и не олигархи, а представители молодого поколения, такие, как Федоров, которые рассматривают коммунистов как единственную силу, способную обеспечить «социальное правосудие», то есть перераспределить обширные богатства, захваченные олигархами, и восстановить идею национального достоинства, которое существовало в советский период.