Россия снимает ограничения на покупку акций 'Газпрома' иностранцами
Президент России Владимир Путин подписал долгожданный указ о снятии всех ограничений на покупку иностранцами акций ОАО 'Газпром', крупнейшей газовой компании мира.
Подписание указа, уже не один год будоражившего воображение инвесторов, стало достойным завершением года бурного роста, в течение которого главный фондовый индекс России подскочил на 80 процентов, опередив по этому показателю многие другие рынки мира. Раньше правила были такие, что единственным способом вложить деньги в государственного газового монополиста для иностранца могли быть только американские депозитарные расписки, которыми торговала Лондонская биржа, причем с наценкой относительно акций, оборачивавшихся в Москве. Кроме того, общее участие иностранцев в капитале 'Газпрома' не могло превышать 20 процентов.
В результате последних перемен управляющие компании западных инвесторов перестанут осторожничать, что они делают уже довольно долго, и акции 'Газпрома' станут обязательной составной частью портфеля любого крупного фонда. Правда, вопрос о том, насколько сильно это повлияет на капитализацию компании, пока остается открытым: ведь ожидание вступления указа в силу закладывается в цену акций уже сейчас.
- Это знаменательное событие для всего нашего рынка капитала, - заявил Дмитрий Медведев, председатель совета директоров 'Газпрома' и заместитель премьер-министра России. По его словам, либерализация рынка акций компании привлечет в 'Газпром' 'иностранных инвесторов мирового класса' и введет его 'в элитный клуб крупнейших компаний' по капитализации.
- В России сейчас происходит то, что было бы, если бы иностранцам открыли саудовскую Aramco, - считает Билл Браудер (Bill Browder), глава московского инвестиционного фонда Hermitage Capital, имеющего крупный пакет акций 'Газпрома'. - Рынку сделан прекрасный новогодний подарок.
Aramco - одна из крупнейших нефтяных компаний мира. Ее владелец - Саудовская Аравия. Внешние инвесторы вкладываться в нее не могут.
Скорее всего, что, что происходит сейчас - очередной шаг Кремля в его двунаправленной стратегии: использовать такие госкомпании, как 'Газпром' и нефтяная ОАО 'Роснефть', для закрепления на одной из господствующих высот в энергетическом секторе, и попутно открывать эти компании, дабы они попадали в рынок и дисциплинировались. Причем перед тем, как делать этот шаг, власть сначала закрепила за собой контрольный пакет 'Газпрома'. В этом году правительство России заняло у западных банков 7,5 миллиарда долларов на покупку еще 10,7 процента акций, доведя таким образом свой пакет до 51 процента. Кредит был обеспечен акциями 'Роснефти', 49 процентов которых в наступающем году будет продано, чтобы вернуть деньги.
По большому счету, увеличение доли государства в 'Газпроме' принесло его акционерам немалую выгоду. При поддержке правительства в этом году 'Газпрому' удалось заполучить ОАО 'Сибнефть', независимую нефтяную компанию, всего за 13,1 миллиарда долларов - по мнению большинства специалистов, на открытом аукционе за 'Сибнефть' пришлось бы заплатить намного больше. Правительство же оставило под контролем компании газопроводную сеть и поддержало выход 'Газпрома' на такие крупные проекты, как заключенное недавно соглашение о строительстве газопровода, по которому сибирский газ пойдет в Германию.
Тем временем управленческой команде под руководством Алексея Миллера, посаженной в 'Газпром' Кремлем еще в 2001 году, удалось немало сделать для повышения прозрачности бизнеса. Фактически, первые годы своего пребывания во главе корпорации Миллер занимался в основном восстановлением контроля над активами, растащенными при предыдущем руководителе.
'Газпром' - крупнейшая компании страны с рыночной капитализацией около 153 миллиардов долларов. Кроме того, он контролирует 16 процентов доказанных мировых запасов газа, а по добыче в прошлом году на его долю пришелся каждый пятый кубометр в мире. Потребители как в самой России, так и в Европе получают газ прямиком из Западной Сибири и из дальних регионов российского Крайнего Севера через самую длинную трубопроводную сеть в мире. Теперь же, с приобретением 'Сибнефти', 'Газпром' присутствует и в нефтяной отрасли, хотя в основном остается газовой компанией.
При всем этом так называемый 'акционерный забор' долго отпугивал консервативных западных инвесторов.
- Институциональные инвесторы все как один говорили, что будут покупать акции 'Газпрома' только тогда, когда будут уверены, что ко всем акционерам в компании будет одинаковое отношение, - рассказывает Чарльз Райан (Charles Ryan), генеральный директор московской инвестиционной компании UFG, лидирующей по объемам оборота акций 'Газпрома'.
Ожидается, что акции 'Газпрома' займут одно из первых мест по значению в формировании индекса развивающихся рынков Morgan Stanley Capital International, за динамикой которого неотступно следят менеджеры, имеющие в своем портфеле больше 3 триллионов долларов. Это означает, что по рейтингу в индексе показатель 'Газпрома' может подскочить раз в десять.
- Прежде 'Газпром' составлял такую малую часть индекса, что им смело можно было пренебречь, - считает Арджун Дайвеча (Arjun Divecha), специалист по портфельным инвестициям на развивающихся рынках из американской управляющей компании GMO (Беркли, (Berkeley), штат Калифорния). - Теперь же он, конечно, будет оказывать влияние на поведение инвесторов. Теперь не покупать 'Газпром' - будет значить идти против всего индекса.
Цена акций 'Газпрома' в этом году выросла на 150 процентов. Сейчас 'Газпром' продается дороже, чем крупнейшие российские нефтяные компании