Москва принимает меры по восстановлению ограничений цен на бензин
Представители российского правительства заявили в среду, что ведут переговоры с крупнейшими нефтяными компаниями страны о новых ограничениях цен на бензин. В сентябре эти нефтяные компании заключили с правительством соглашение о замораживании до к.
В сентябре эти нефтяные компании заключили с правительством соглашение о замораживании до конца года цен на бензин на том уровне, на котором они находились к тому моменту. После этого ряд компаний до сих пор придерживается условий договоренности, в то время как другие начали поднимать цены на заправках.
Теперь правительство хочет вновь ввести ценовой мораторий. По сообщению информационного агентства "Интерфакс", министр экономики России Герман Греф заявил в среду, что "необходимо срочно возобновить работу с нефтяными компаниями для обеспечения умеренных темпов роста цен на нефтепродукты в 2006 году". Официальный представитель министерства Светлана Сулейманова подтвердила, что ее ведомство и антимонопольное агентство ведут переговоры о восстановлении ценового потолка.
В то время как на рынках Западной Европы и Соединенных Штатов цены на бензин то падают, то резко взмывают вверх, в России они остаются в основном неизменными. Аналитики заявляют, что это результат государственного контроля, хотя Кремль и изображает данную меру как добровольный шаг со стороны нефтяных компаний.
Факт проведения переговоров говорит о том, что российские руководители обеспокоены инфляцией, которая в прошлом году упорно держалась на уровне 10,9 процентов. Однако аналитики полагают, что основной причиной роста цен является волна доходов от продажи нефти. Бензиновый пакт многие расценивают как популистскую меру, направленную на успокоение водителей, недовольных ценами на заправочных станциях.
Согласно неофициальному исследованию, цены на бензин в Москве составляют от 2,17 до 2,36 доллара США за галлон. Это примерно равно средней цене на бензин в Соединенных Штатах, которая находится на уровне 2,27 долларов США за галлон. (Вместе с тем, Россия субсидирует продажи природного газа внутри страны, который здесь используется для отопления, реализуя его примерно по 30 долларов за тысячу кубометров, хотя в Западной Европе она продает его в среднем по 250 долларов).
Но инвесторы сомневаются, что газовая договоренность была делом добровольным, особенно после того, как государство в прошлом году взяло под свой контроль существенную часть нефтяной промышленности. Большинство наблюдателей увидело в данном пакте попытку Кремля диктовать ценовую политику даже частным компаниям, что значительно увеличило фактор политического риска для инвестиций в энергосырьевые отрасли.
Частная компания "Лукойл", являющаяся крупнейшей в России, не поднимала цены на своих полутора тысячах заправочных станциях с сентября в соответствии с договоренностью. Об этом сообщил представитель компании Дмитрий Долгов. По его словам, цена бензина на заправках "Лукойл" в Москве составляет 16,10 рублей за литр, или 2,17 долларов за галлон.
Представитель "Роснефти" Николай Манелов заявил, что его компания ведет переговоры с правительством. У "Роснефти", которая полностью принадлежит государству, имеется 650 заправочных станций.
Долгов не придал большого значения замораживанию внутренних цен, заявив, что они не оказывают особого влияния на прибыли "Лукойла", поскольку главную статью дохода компании составляет экспорт сырой нефти из России. Но компания все же ведет переговоры с правительством о снижении налоговой ставки для своих нефтеперерабатывающих заводов и о введении некоторых других льгот в целях уменьшения в стране цен на бензин. По словам Долгова, пока эти льготы не введены, компания все же будет соблюдать условия ценового моратория.
Нефтяной аналитик из московской фирмы "УралСиб" Алекс Кормщиков сказал, что у нефтяных компаний нет иного выбора, кроме принятия требований Кремля, которые и без того высоки. В настоящее время налог на экспорт нефти на цену свыше 27 долларов за баррель составляет 90 процентов. По его словам, некоторые компании, соглашаясь на замораживание внутренних цен, заключают закулисные сделки, получая лицензии на новые разработки, а также другие привилегии. "Конечно, здесь нет ничего добровольного", - заявил Кормщиков.