Не газовый вопрос. Часть вторая
Часть первая Часть вторая: газпромовский гамбит Логика действий российской стороны прослеживается четко. До начала соревнований по лыжным гонкам или биатлону специальная группа местных (в олимпийском Турине - итальянских. - прим.
Часть вторая: газпромовский гамбит
Логика действий российской стороны прослеживается четко. До начала соревнований по лыжным гонкам или биатлону специальная группа местных (в олимпийском Турине - итальянских. - прим. А.А.) лыжников проезжают весь маршрут, чтобы сделать колею, по которой и побегут участники соревнований. Колея получается четкая.
Осенний спурт "Газпрома" по странам Центральной Азии тоже оставил четкую колею на общем бездорожье, где и развивался конфликт между Россией и Украиной. Хроника действий крупнейшей газовой компании весьма примечательна.
28 сентября 2005 года "Газпром" подписал пятилетнее соглашение с узбекской транспортной монополией "Узтрансгаз" на прокачку газа Туркмении и Узбекистана через территорию Узбекистана в 2006-2010 годах. До этого "Газпром" успел договориться с президентом Туркмении Сапармурадом Ниязовым о покупке 60-70 млрд. кубометров газа, начиная с 2007 года.
11 ноября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и премьер-министр Даниал Ахметов провели переговоры с председателем правления АО "Газпром" Алексеем Миллером на предмет закупки казахстанского газа.
Даже несмотря на то, что в тот момент договориться так и не удалось, "участники дискуссии решили проводить совместную маркетинговую политику, которая заключается в сохранении единого экспортного канала, обеспеченного российско-казахстанским СП "Казросгаз".
Это означает, что за пределы страны не будет продано ни одного кубометра газа без участия "Газпрома". Но еще более важным итогом переговоров стал пакет контрактов между "Газпромом" и "Интергаз Центральная Азия" (газотранспортное подразделение "Казмунайгаза") по транспортировке российского и среднеазиатского газа по территории Казахстана в 2006-2010 годах. По ним предусматривался рост объемов транзита туркменского и узбекского газа по газопроводу Средняя Азия-Центр (САЦ) и Бухара-Урал в Казахстане до 55 млрд. кубометров в год, а также транзит российского газа по газопроводам "Союз" и Оренбург-Новопсков (примерно 70 млрд. кубометров в год).
Самой большой загадкой остается то, как восприняли центральноазиатскую стратегию "Газпрома" в Киеве. Президент Украины Виктор Ющенко, естественно, предпринимал меры по сдерживанию энергетической гегемонии России.
Еще весной 2005 года он провел переговоры с лидером Казахстана по поводу строительства газопровода из Туркмении через Казахстан в Европу. Цель одна: снизить зависимость Украины от поставок российского газа, и стать одновременно оператором поставок казахстанского газа в Европу. Сначала казахстанский газ, потом к трубе можно будет подключить газ из Узбекистана и Туркмении. Однако в своей игре на энергетическом рынке Центральной Азии Украина не учла одно важное обстоятельство: интересы России шли вразрез с интересами Украины.
В то время как из официального Киева раздавались эмоциональные реплики о том, что Россия стремится монополизировать энергетические потоки из Центральной Азии, в Москве была выстроена система закачки большей части узбекско-туркмено-казахского газа в газотранспортную сеть "Газпрома".
Газета "Коммерсантъ" в номере за 14 ноября 2005 года привела высказывания украинских экспертов по сложившейся ситуации. Член комитета по ТЭКу Верховной рады Украины Игорь Еремеев дал такой комментарий: "От политики шантажа "Нафтогазу Украины", очевидно, придется отказаться.
С учетом того, что все объемы транзита альтернативного газа уже законтрактованы "Газпромом", наиболее правильным сценарием переговоров может быть только компромисс".
Не менее реалистично оценивал ситуацию директор Центра энергетических исследований Украины Константин Бородин, сделавший газете следующее заявление: "Ситуация для Украины крайне сложная. "Газпром" полностью контролирует транзит и экспорт всего среднеазиатского газа, который являлся единственной альтернативой российскому для Украины".
Реалистичный подход украинских экспертов вполне мог затушить пожар газовой войны между Россией и Украиной, будь руководство последней благоразумно и прагматично. Ноябрьские предложения "Газпрома" выглядели очень даже скромно: 160 долларов за тысячу кубометров. Но, как водится, ситуацией Украина не воспользовалась, а стала взывать к мировому сообществу, рисуя козни России в самых ужасных тонах.
У экономистов, способных к анализу, реакция официального Киева ничего кроме недоумения вызвать не могла. Зачем рубить сук, на котором сидит Украина? Зачем раздражать Россию, без газовых поставок которой Киеву просто невозможно существовать?
Президент Ющенко ударился в популизм. Видимо, ему не давали покоя лавры страдальца-страны, которая может замерзнуть зимой по вине коварной России. Другое дело, насколько коварна Россия (будем говорить "Газпром" - прим. А.А.) в своих амбициях стать ведущей энергетической державой. Ровно настолько, насколько "Газпром" заинтересован во всех газотранспортных системах вне территории России. Это первая геополитическая цель российского газового монополиста, стремящегося создать глобальную газотранспортную сеть под своим контролем.
Газотранспортная сеть Украины, по сути, дает право контроля над поставками российского газа в Европу. Принимая во внимание платежеспособность европейских стран и цены, которые на этом рынке сформировались, понимаешь, почему "Газпром" готов был обеспечивать Украину газом по старым ценам, а разницу брать акциями газотранспортной системы этой страны.
Как бы то ни было, но последовавшие затем события еще раз доказали, что люди на ошибках не учатся. Они их повторяют.