USD 87.7427

0

EUR 95.7588

0

Brent 85.27

0

Природный газ 2.313

0

...

Энергетическая безопасность: риски и вызовы

Вопрос энергобезопасности оказался в центре внимания в начале этого года в связи с российско-украинским спором по поводу цен на газ с российской стороны, что повлияло на поставки газа для целого ряда европейских государств.

Энергетическая безопасность: риски и вызовы

Вопрос энергобезопасности оказался в центре внимания в начале этого года в связи с российско-украинским спором по поводу цен на газ с российской стороны, что повлияло на поставки газа для целого ряда европейских государств. Несмотря на то, что возникший 'газовый конфликт' был вскорости урегулирован, он спровоцировал в политических и экспертных кругах широкую дискуссию на тему достаточности и доступности энергоресурсов, которые являются ключевым условием дальнейшего развития мировой цивилизации.

Растущее потребление и факторы риска

Факты в этом смысле однозначны. Мир сталкивается с динамическим ростом потребления энергоресурсов, прежде всего - нефти и газа. Этот рост будет продолжаться и в будущем. До 2020 г. потребление должно было бы возрасти на 50%, причем кроме Европы и США на этот рост будут оказывать сильное влияние быстро развивающиеся экономические гиганты - Китай (предполагаемый рост потребления - 150%) и Индия.

Решающее значение для обеспечения поставок основных энергоресурсов будут и далее иметь Ближний Восток и область Персидского залива, где расположены самые крупные месторождения нефти в мире (Саудовская Аравия, государства Персидского залива, Иран и Ирак). Далее речь идет о Венесуэле, России (находится на 7-м месте в мире по запасам нефти и первом - по запасам газа), Каспийском регионе, Нигерии, Анголе и Алжире (значительные запасы газа).

Большинство государств, которые располагают запасами энергоресурсов, находятся, однако, в нестабильных регионах либо сталкиваются со сложной политической и экономической ситуацией, а также имеют проблемы с безопасностью. Это, по большей части, касается региона Ближнего Востока и Персидского залива. Устойчиво-нестабильная ситуация в Ираке, возможная эскалация израильско-палестинского конфликта после победы движения 'Хамас' на выборах в парламент Палестины, опасность конфликта с Ираном по поводу его ядерного потенциала и не совсем стабильная внутриполитическая ситуация в Саудовской Аравии создают множество факторов риска с точки зрения обеспечения устойчивых поставок нефти и газа. Пример Ирака показывает, что в регионе дело может доходить и до террористических нападений на объекты энергетической инфрастуктуры (нефтяные месторождения, нефтепроводы, газопроводы). Результатом это, в конечном итоге, могут быть масштабные прекращения поставок нефти и газа, которые бы, по оценкам экспертов, могли поднять цену барреля нефти до 100 долл. Это, вне всякого сомнения, исключительно негативно повлияло бы на развитие мировой экономики. К этому можно еще добавить, что уже сегодня, по словам экономистов, 'террористическая надбавка' в цене барреля нефти составляет не менее 8 долл.

Европа, НАТО и обеспечение поставок энергоресурсов

В контексте вышесказанного оказываются совершенно понятными слова генерального секретаря НАТО Яаапа де Хооп Схефера, сказанные им во время проходившей в феврале в Мюнхене конференции НАТО по вопросам безопасности, о необходимости проведения дискуссии внутри альянса на тему охраны жизненно важных энергетических транспортных маршрутов. Эта тема, впрочем, является составной частью Стратегической концепции НАТО. При этом речь не идет лишь о Ближнем Востоке, но также и о других 'энергетических богатых' территориях - Каспийском регионе и России. Соединенные Штаты, к примеру, выделили 100 млн.долл. на программу 'Каспийская гвардия', направленную на охрану нового нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Ряд экспертов подчеркивает, что аналогично необходимо решать вопрос и с охраной российской энергетической инфраструктуры - прежде всего, от террористических нападений. Британский военный эксперт А.Монаган в своем исследовании, посвященном российской энергобезопасности, написанном для 'Исследовательского Центра изучения конфликтов' ( Conflict Studies Research Centre ) в английском городе Свиндон, предложил включить эту проблему в программу переговоров о сотрудничестве между Евросоюзом и Россией.

Внимание, которое уделяется безопасности объектов транспортной энергетической инфраструктуры, переправляющих нефть и газ из Каспийского региона и России в Западную Европу (а также и в США), является составной частью усилий со стороны западного сообщества, направленных на диверсификацию поставок этих ресурсов. Необходимо добавить, что именно Россия играет в этом весьма важную роль.

Если говорить о Европе, то можно отметить, что согласно материалам Еврокомиссии, зависимость Европы от поставок энергоресурсов из стран, не входящих в ЕС, возрастет к 2020 г. до 75%. Это касается, в первую очередь, поставок газа, 51% которого импортируется из Норвегии, Алжира и России.

Россия - стратегический игрок

Доля России в обеспечении поставок газа для ЕС достигнет в 2010 г. 31%, причем основными потребителями российского газа являются новые члены ЕС, 73% газопотребления которых обеспечивается из России. Из 'старых' государств-членов ЕС главными потребителями российского газа являются Германия (поставки достигает 32% потребляемых ресурсов), Италия и Франция (25 %).

Интерес к взаимовыгодному сотрудничеству в энергетической области с Россией проявляют во все возрастающей степени и США, где, по оценкам экспертов, можно ожидать роста импорта газа и нефти из иностранных источников с сегодняшних 27% на 38% в ближайшие 20 лет. И поэтому ведутся переговоры об углублении российско-американских отношений в области поставок энергоресурсов, в рамках которой планируется реализация проектов поставок сжиженного газа и увеличение экспорта российской нефти в США за счет введения в эксплуатацию новых месторождений, а также развития инфраструктуры для их транспортировки. В данном случае уместно вспомнить, что две крупные американские компании Chevron - Texaco и Conoco - Phillips проявляют серьезный интерес к участию в добыче газа на Штокмановском месторождении, которое находится на север от Мурманска. Запасы газа Штокмановского месторождения превышают годовую добычу газа во всем мире.

Россия будет и далее играть важную роль в обеспечении потребностей азиатского энергетического рынка. Россия останется главным поставщиком нефти для Индии (сегодня покрывает 73% ее потребления) и во все возрастающей степени - для Китая, где дефицит энергоресурсов мог бы в 2020 г. достичь 200 млн.тонн нефти. Осознание 'энергетической уязвимости', однако, заставляет обе азиатские державы обратить свое внимание на развитие ядерной энергетики. Не исключено, что это сможет помочь ренессансу ядерной энергетики в глобальном контексте, поскольку ее рост за последних десять лет во всем мире значительно замедлился.

Очевидно, что энергетическая безопасность - это проблема гораздо более серьезная и значимая, чем просто обеспечении доступности энергоресурсов, что, кстати, потребует в масштабах мировой экономики до 2020 г. утроения инвестиций в их поддержание и развитие. Это и поиск новых технологий выработки энергии, и существенное сокращение их потребления, это инвестиции в возобновляемые источники энергии, и , не в последней степени, скоординированная энергетическая политика всех главных политических и экономических игроков сегодняшнего мира. Кажется, что политики это понимают, свидетельство тому - обнародование президентом Бушем в его послании 'О состоянии унии' долговременной 'энергетической стратегии' США, планируемое проведение саммита ЕС на тему энергетической безопасности и аналогичная тема, которую Россия выбрала в качестве одного из приоритетов для заседания 'Большой Восьмерки', председателем которой Москва является в этом году. В любом случае, речь идет о 'забеге на длинную дистанцию', превышающего по продолжительности срок, на который избраны сегодняшние политики.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram