Россия 'накачивает' государственную нефтяную компанию
В этом небольшом приморском городе, что далеко на север от Москвы, Россия наконец воплощает в жизнь свой давний проект - построить за Северным полярным кругом нефтяной порт мирового класса.
По требованию российской государственной нефтяной компании 'Роснефть' границы военно-морской базы в Североморске были сдвинуты примерно на пять морских миль в сторону, и теперь там, где еще недавно маневрировали подлодки, стоит красно-зеленый супертанкер 'Роснефти' длиной в три футбольных поля, исполняющий функции плавучего нефтяного терминала.
- Это прекрасное приобретение, - считает американец Питер О'Брайен (Peter O'Brian), бывший менеджер банка в компании 'Morgan Stanley', ныне занимающий должность финансового директора 'Роснефти'. Прекрасное приобретение тем временем покачивается на волнах в нескольких сотнях ярдов от российского авианосца.
'Роснефть' набирает вес и стоимость очень быстро - даже по меркам нефтяной индустрии, оседлавшей волну цен на энергоносители. Компания с оглушающей скоростью приобретает экспортные терминалы, новые месторождения и лицензии на их разработку. И все это делается далеко не только ради объема.
В большой степени все, что делается, делается в свете предстоящего открытого размещения акций 'Роснефти'. В среду из сообщения государственного информационного агентства 'РИА' (так в тексте - прим. перев.) стало известно, что удовлетворить долгие ожидания рынка и выйти на открытые торги 'Роснефть' планирует в середине июля. Хотя точной даты названо не было, агентство сообщило, что акции компании будут размещены и в России, на ММВБ, и на Лондонской фондовой бирже (London Stock Exchange).
И этот период взрывного роста государственной 'Роснефти' приходится как раз на то время, когда для множества крупных частных российских компаний возможности расширения или вообще ведения бизнеса либо ограничиваются, либо практически перекрываются. Например, в Мурманске - а это 900 миль (1400 км - прим. перев.) к северу от Москвы - именно эта компания получила возможность разместить нефтеналивной терминал в единственном крупном северном порту, который не замерзает зимой.
В 2002 году после аукциона, о котором многие говорили, что его результат был подстроен, 'Роснефти' досталась компания 'Северная нефть', а с ней в ее балансовых отчетах появились прекрасные месторождения с быстрой и легкой нефтью. Еще два года спустя компании удалось заполучить предприятие, на которое сейчас приходится две трети всей ее добычи. Произошло это, когда властями в результате долгого и явно отдававшего политикой налогового спора была конфискована собственность нефтяной компании ЮКОС, глава которой Михаил Ходорковский тогда финансировал оппозиционные политические партии, а сегодня отбывает восьмилетнее тюремное заключение в сибирской колонии. 'Роснефть' же купила 'Юганск', ранее принадлежавший ЮКОСу, у некоей подставной компании, несколькими днями ранее на аукционе - в котором участвовала, правда, только одна заявка - выложившей за юганские месторождения не один миллиард долларов. И теперь 'Юганск' - главный элемент в системе добывающих активов 'Роснефти', которые руководство компании будет предлагать инвесторам.
Кремлевские покровители оказывают 'Роснефти' немалую помощь. Эту фракцию, известную под названием 'силовики' и состоящую из военных и сотрудников спецслужб, возглавляет, по словам аналитиков, Игорь Сечин, заместитель руководителя президентской администрации и председатель совета директоров 'Роснефти'. Теперь в компании надеются, что своим вниманием ее не оставят и инвесторы.
Конечно, участие в первичном предложении акций 'Роснефти' - это действительно хороший шанс приобрести часть весьма прибыльной кремлевской нефтяной машины. Однако при всей привлекательности этой компании нельзя забывать, что ее цели во многом пересекаются с государственными задачами России, одна из которых - выстраивание баланса экспорта энергоносителей между Китаем и Западом. При определенных условиях, таким образом, интересы 'Роснефти' могут войти в противоречие с интересами Америки.
Всего шесть месяцев назад еще одна российская компания - 'Газпром', мировой лидер по объемам добычи природного газа - на некоторое время приостановил поставки топлива на Украину. Формально причиной такого шага было отсутствие между сторонами соглашения о ценах на газ, однако на практике это был карательный шаг, направленный против образовавшегося на границе с Россией прозападного демократического государства. Инвесторы, не обратив на это никакого внимания, продолжали покупать акции 'Газпрома', однако некоторых из них свидетельства того, что Москва использует экспорт энергоносителей в качестве внешнеполитического инструмента, направленного на восстановления некогда утерянного влияния как на территории бывшего Советского Союза, так и за его пределами, заставили всерьез задуматься о происходящем.
В частности, месяц назад с письмом в Financial Times обратился видный финансист Джордж Сорос (George Soros), заявивший, что те, кто поставит свою подпись под заявкой на акции 'Роснефти', когда та выйдет с этим предложением на рынок, фактически распишутся в поддержке внешней политики Кремля. 'Если IPO "Роснефти" состоится, оно консолидирует и легитимизирует состояние дел, которое наносит ущерб энергетической безопасности Европы', - писал Сорос. Специалисты британской управляющей компании 'Foreign & Colonial' в своей рассылке для инвесторов также выразили сомнение в том, что 'Роснефть' стоит допускать к выходу на Лондонскую биржу, пока она не разъяснит подробно, каким образом ею был приобретен 'Юганск'.
С другой стороны, давайте вспомним национализацию месторождений нефти в странах Ближнего Востока - Кувейте и Саудовской Аравии - в 70-е годы прошлого века. Те самые нефтяные компании, которых власти этих стран лишили собственность, после продолжали работать в этих же самых странах. У нынешних инвесторов память может оказаться еще более короткой - ведь 'Роснефть' контролирует запасы, примерно равные запасам крупнейшей американской энергокомпании 'Exxon Mobil'. Хотя в данном случае более уместным было бы сравнение с государственными гигантами - саудовской 'Aramco', китайской 'China National Petroleum Corporation' или венесуэльской 'Petroleos de Venezuela'.
Основа позиционирования 'Роснефти' - потенциал роста. Компания старается получить как можно более высокую оценку на предложении акций, но их покупка по предлагаемой цене будет иметь смысл лишь в том случае, если быстрый рост 'Роснефти' продолжится. Через несколько лет, когда исчерпается потенциал роста объемов добычи нефти на уже работающих месторождениях, прибыль в российском нефтяном бизнесе получат только те, у кого будет доступ к новым запасам. А договариваться о получении лицензий на их разработку придется с российскими властями. Говорят, что именно в этом отношении положение 'Роснефти' представляется весьма выигрышным.
Как и боливийская государственная энергетическая компания YPFB, которая, скорее всего, получит очень много от национализации газовых месторождений этой страны, еще два года 'Роснефть' не представляла из себя практически ничего и поднялась только после национализации "ЮКОСа".
Для государственных компаний вообще характерна непрозрачность; зачастую их используют для подпитки авторитарных и популистских властных режимов. Однако - и в этом их преимущество перед частным сектором - государственные предприятия твердо контролируют большую часть оставшихся в мире запасов нефти. Некоторые из них, кроме того, открываются для инвестиций. Например, и у 'China National Petroleum Corporation', и у индийской 'Oil and Natural Gas Corporation' среди миноритарных инвесторов много представителей частного сектора. Так что, хотя за российскими госкомпаниями еще с советских времен закрепилась дурная слава рассадников кумовства и воровства, в них все же выгоднее вкладывать деньги, чем в частные компании, контролируемые олигархами, у которых есть вероятность поссориться с Кремлем. Поэтому по мере приближения дня выхода 'Роснефти' на открытые торги в Москве все активизируется дискуссия о том, какой риск выше - 'государственный' или 'олигархический'.
Государство отдало в руки 'Роснефти' лицензии на добычу нефти на месторождениях Восточной Сибири - остальным пришлось уйти с пустыми руками. В результате 'Роснефть' выйдет на фондовый рынок, обладая доказанными запасами в 18,9 миллиарда баррелей нефти. Для сравнения, у 'Exxon' 21,5 миллиарда баррелей.
Руководство 'Роснефти' рассчитывает - по крайней мере, в части достижения максимальной цены акций на бирже - применить ту же формулу открытости для иностранных инвестиций, которая уже апробирована 'Газпромом'. Кроме того, в нефтяной компании считают, что инвесторам, включающимся в игру с акциями в самом начале, понравятся показатели ее способности использовать коридоры власти для осуществления выгодных сделок. Один из таких показателей - возможность поставить супертанкер настолько близко к военно-морской базе, как это было позволено 'Роснефти'.
IPO 'Роснефти' - очередное звено в сложной цепочке операций, в результате которых сначала были поглощены все активы "ЮКОСа", а затем 'Газпром' стал подконтролен государству, после чего и 'Газпром', и 'Роснефть' уже стало можно открывать для миноритарных инвесторов.
Деньги, которые 'Роснефть' соберет на бирже, будут выплачены в счет долга консорциуму западных банков, составляющего 7 миллиардов долларов. В 2005 году этот заем использовался, чтобы дать 'Роснефти' возможность докупить акции 'Газпрома' и таким образом довести государственный пакет акций в капитале конкурента до более чем 51 процента.
Однако, по словам некоторых специалистов, долгосрочные перспективы 'Газпрома' - как, кстати, и 'Роснефти' - омрачаются неэффективностью, принципиально характерной для государственной системы управления. Дерек Баттер (Derek Butter), глава аналитической группы эдинбургской нефтяной консалтинговой компании 'Wood Mackenzie', считает, что тесная связь 'Роснефти' с Кремлем играет на руку компании внутри России, но против нее вне России, поскольку бывшие владельцы ЮКОСа продолжают преследовать ее в судах различных стран.
Это, конечно, не означает, что все влияние 'Роснефти' с пересечением российской границы улетучится. Мурманский порт, например, уже с полвека служит воротами, через которые Россия показывает свою силу миру, и сегодня здесь олицетворение ее военной и экономической мощи стоят здесь буквально друг рядом с другом. Новый терминал 'Роснефти', супертанкер под названием 'Белокаменка', способен перекачивать 400 тысяч баррелей в сутки, то есть примерно столько же, сколько терминал на острове Бахрейн в Персидском заливе.
Предназначение мурманской гавани действительно меняется, и на это указывает не только терминал 'Роснефти'. Военные планируют открыть доселе закрытый городок Ведяева (так в тексте - прим. перев.), а порт этого городка перепрофилировать для 'Газпрома' в качестве терминала по сжижению природного газа.
Два года назад, когда 'Белокаменка' вошла в Кольский залив - фьорд, окруженный скалистыми горами, покрытыми ковром из тундры (так в тексте - прим. перев.) и карликовых вечнозеленых деревьев, две трети его акватории контролировали военные, а сегодня из другого порта, Архангельска, сюда приходят небольшие суда и сгружают свое содержимое в терминал. С другой стороны к нему подходят океанские танкеры и, заправившись нефтью, идут в Европу и Соединенные Штаты - теми же маршрутами, какими во времена 'холодной войны' шли советские подводные лодки.