Кто управляет 'Роснефтью'
Игорь Сечин, председатель совета директоров российской нефтегазовой компании 'Роснефть', предпочитает держаться в тени. Чтобы не выделяться, он одевается в простые костюмы приглушенных тонов.
Сечин довел свою роль до совершенства в качестве помощника президента России Владимира Путина. Будучи заместителем главы президентской администрации, Сечин так близок к президенту - и так недооценивается - что его часто называют 'серым кардиналом'. Такое прозвище носил сам Путин, когда был правой рукой бывшего президента Бориса Ельцина.
Путин назначил 45-летнего Сечина председателем 'Роснефти' после того, как тот, как утверждается, организовал разгром нефтяной компании ЮКОС, возглавлявшейся Михаилом Ходорковским. Благодаря ему 'Роснефть' сумела в 2004 г. приобрести через таинственную третью сторону основное производственное звено компании - 'Юганскнефтегаз'.
Следующим заданием Сечина будет вывод 'Роснефти' на российский рынок в середине июля (разместить акции планируется также в Лондоне). Размещение акций, подтвержденное на прошлой неделе и потенциально самое крупное в истории, омрачает спор вокруг способа приобретения 'Роснефтью' 'Юганскнефтегаза'.
Оно превратило 'Роснефть' в ведущего производителя, обладающего 15 млн. баррелей доказанных запасов нефти, но также повлекло за собой юридические проблемы и вызвало вопросы о процедурах управления.
Беспокойство инвесторов в Лондоне в связи с юридическими и управленческими рисками, усиливает тот факт, что совет директоров 'Роснефти' наполняется правительственными чиновниками, имеющими тесные связи с Путиным. Путин выбрал Сечина на роль главы своей администрации в 1990-е годы, став вице-мэром Санкт-Петербурга. Сечин отличился во время официального визита в Рио-де-Жанейро, выступив в роли переводчика португальского языка для Путина.
Сегодня Сечин связан с мощной, но держащейся в тени кремлевской группой, называемой 'силовиками'. Силовики работали в администрации Санкт-Петербурга в начале 1990-х или в КГБ, бывшей тайной полиции. В 2005 г. их влияние в администрации было сохранено, благодаря успеху 'Роснефти', заблокировавшей попытку поглощения со стороны 'Газпрома'. Интересы 'Газпрома' в Кремле представляет соперничающая группа.
Если Сечин - 'серый кардинал', то лицо 'Роснефти' - это Богданчиков. Президент компании прославился стальным взглядом голубых глаз и привычкой поступать по-своему. Три года назад он прервал деловую поездку в Британию после того, как сотрудники Особой службы осмелились досмотреть его багаж после приземления его личного самолета в аэропорту Биггин-Хилл.
Богданчиков обрел свое нынешнее влияние благодаря работе в 'Роснефти'. Считается, что повышением своей эффективности компания обязана Богданчикову, возглавившему ее в 1998 г.
В мае Богданчиков попытался исправить свой имидж на Западе, назначив трех независимых директоров, в том числе, Андрея Костина, председателя государственного 'Внешторгбанка'. Западным лицом стал Ханс-Йорг Рудлофф (Hans-Jorg Rudloff), председатель 'Barclays Capital'. Финансовый директор 'Роснефти' - тоже человек с Запада, бывший банкир из 'Morgan Stanley' Питер О'Браен.
F&C, одна из ведущих британских компаний, занимающихся управлением активами, рекомендует инвесторам держаться подальше от 'Роснефти', поскольку с ней связаны неприемлемые риски. Новые назначения не изменили ее мнения.
Адвокат Том Джонсон (Tom Johnson), действующий от имени американских акционеров, требующих компенсации в 3,4 млн. долларов за убытки, нанесенные им в результате замораживания активов ЮКОСа, считает, что, если дело будет выиграно, то сумма судебных исков, возбужденных по всему миру, могут составить 30 млрд. долларов. Он заявил: 'Судебный процесс некоторым образом повлияет на то, сколько люди захотят заплатить за акции 'Роснефти''.
Несмотря на опасения деловых кругов Лондона и неустойчивость рынка, 'Роснефть' и Кремль намерены довести IPO до конца. 'С учетом июльского саммита G8 отказ от него был бы для них серьезной потерей лица', - заметил один наблюдатель.