Сто долларов за баррель и реакция мировой экономики
Экономистов удивляет то, что нынешние высокие цены на нефть практически не нанесли урона американской и мировой экономике. Ведь с 1999 г. цены выросли на 300%, однако экономического спада не наблюдается почти нигде.
Однако что случится, если цена барреля достигнет психологически важной стодолларовой отметки? Каждый регион ответит на это по-своему. Вероятно, хуже всего ситуация будет в Азии, меньше всего пострадает Европа. Но, несомненно, если цена на нефть возрастет еще на треть, это почувствуют все без исключения.
Сценарии при 100 долларах за баррель
Скоро ли цена нефти достигнет 100 долларов за баррель? Сегодня, когда на Ближнем Востоке бушует конфликт, а пик сезона ураганов в США, приходящийся на август-сентябрь, уже не за горами, трехзначная цифра уже не кажется невероятной. 'Если что-то где-то идет не так, и масштабы этого велики, и люди думают, что это будет продолжаться долго, то цены могут расти и расти', - говорит Кевин Норриш (Kevin Norrish), лондонский аналитик Barclays Capital (см. BusinessWeek.com, 7/7/06, "Oil Prices: How High Can They Go?").
Первый сценарий: если ближневосточный конфликт каким-либо образом приведет к сокращению поступления нефти из региона Персидского залива (что по-прежнему маловероятно), то цена на нефть, несомненно, перевалит стодолларовую отметку. По словам Саада Рахима (Saad Rahim), аналитика вашингтонской компании PFC Energy, если американские нефтепроизводящие и нефтеперерабатывающие предприятия на берегу Мексиканского залива вновь пострадают от урагана, это также может взвинтить цены.
'Если повторится то, что произошло в прошлом году, и будет выведен из строя крупный нефтепереработчик, то цена в 100 долларов за баррель станет реальностью', - говорит он. Такие гиганты, как ВР (ВР), Chevron (CVX) и Exxon Mobil (XOM) имеют предприятия по всему региону и могут испытать удар. Однако, отмечает Рахим, рынки США отреагировали на прошлогодний дефицит меньшим увеличением цены, чем ожидали многие аналитики (см. BusinessWeek.com, 5/19/06, "Oil at $100? It's No Longer a Pipe Dream").
И, действительно, ключевое отличие сегодняшней ситуации от нефтяного шока 70-х и 80-х - в том, что ценовой бум вызван не дефицитом предложения, а избытком спроса со стороны глобальных экономических сил. Нарождающиеся рынки Китая и других азиатских стран, а также Ближнего Востока вступают в ряды ведущих потребителей энергии.
Интенсивный глобальный спрос
Почему? Заводы и фабрики в Азии работают на пределе своих возможностей для того, чтобы обеспечить мир товарами. Растущие доходы позволяют людям покупать все больше автомобилей у таких производителей, как Toyota (TM) и GM (GM), а, между тем, правительства строят для них все новые и новые автострады. Во многих развивающихся странах растет спрос на кондиционеры, что ведет к увеличению потребления топлива электростанциями. В то же время, в США рост цены на бензин до $3 за галлон (3,8 литра) нисколько не смутил водителей, только увеличивших потребление горючего.
Будет ли иначе, когда цена на нефть достигнет 100 долларов? Ответ - осторожное 'да'. Под данным PFC Energy, одна из причин, по которым рост цен на энергоносители не так больно ударил по американской экономике, заключается в том, что достижения последних двух десятилетий в области повышения эффективности позволили сократить затраты на энергию примерно до 5 процентов от чистого дохода - сравните это с 8 процентами в 1980 г., в эру последнего кризиса.
'Пройдет какое-то время, прежде чем люди начнут сокращать расходы', - считает Рахим. Он уверен, что цена в 100 долларов за баррель может стать точкой, с которой начнутся 'крупномасштабные изменения со стороны спроса'. Но это совсем не гарантировано. В США культура беспечной езды "Fun Fun Fun", популяризованная песней Beach Boys более тридцати лет назад, остается мощной силой (см. BusinessWeek.com, 7/18/06, "Oil's $100-a-Barrel Question").
Кто обретет и кто потеряет
В зависимости от причин роста цен, при достижении отметки в 100 долларов цена бензина в США может вырасти до 5 долларов за галлон. Если этот уровень будет достигнут резко, то это может способствовать замедлению темпов роста американской экономики, признаки которого уже наблюдаются - снижаются розничные продажи. Людей, живущих в режиме жесткой экономии, увеличение цены на два доллара за галлон лишит денег, которые они могли бы потратить на жилье, в Wal-Mart (WMT) или Target (TGT).
В других странах достижение стодолларовой отметки будет воспринято по-разному. Вероятно, легче всех отделается Европа. С одной стороны, сильное евро компенсирует рост цен на нефть, торговля которой ведется в долларах. Кроме того, в экономике таких промышленно развитых стран Европы, как Германия, широко используются энергосберегающие технологии - по этому показателю они даже опережают США. Наконец, значительная часть поглощаемой ими энергии приходится на газ и ядерную энергетику, а долгосрочные контракты в этих областях смягчают колебания цен на нефть.
Более того, в Европе налоги на бензин настолько высоки, что рост цен на сырье ощущается потребителями не так болезненно, как в США. Европейцы уже выкладывают от 7 до 8 долларов за галлон. Это больше, чем американские водители платили бы, даже если бы цена барреля достигла стодолларовой отметки.
Между тем, Россия, важный поставщик энергоносителей в Европу посредством таких компаний, как 'Газпром' и 'Роснефть', выйдет из ситуации триумфатором, считает Питер Уэстин (Peter Westin), главный экономист московского МДМ-Банка. Если цена на нефть перевалит отметку в 100 долларов за баррель, то экономический рост России может подняться с запланированных шести до девяти процентов.
Эффективность имеет значение
Влияние на Азию будет смешанным. Вероятно, больше всех пострадают такие страны как Таиланд, Малайзия, Индонезия и Индия, чьи предприятия нерационально используют энергию, но высокие темпы их экономического роста могут смягчить удар. Так, по оценкам Субира Гокарна (Subir Gokarn), главного экономиста делийского рейтингового агентства Crisil, рост цены на нефть до 90 долларов за баррель снизил бы рост ВВП в 2005 г. с 8,4 до 6,3 процентов. Инфляция повысилась бы более чем в два раза, а отрицательное сальдо почти бы удвоилось, до 10,8 процентов. Гокарн считает такие изменения 'значительными, но не драматичными'.
Крайне зависимая от импорта нефти Япония является, вместе с тем, одним из самых эффективных потребителей энергии в мире благодаря значительным инвестициям, сделанным в последние тридцать лет. Широкое использование в Японии природного газа, цены на который регулируются, также создает буфер для потребителей, равно как и сильная иена.
С другой стороны, Южная Корея - еще один крупный импортер нефти - в случае резкого повышения цены могла бы испытать кризис в ключевых отраслях промышленности, например, автомобилестроительной. Пока влияние роста цен было 'маргинальным', говорит Хан Ки Чжу (Han Ki Ju), старший экономист Корейского института промышленной экономики и технологии. 'Но при ограниченной марже в глобальной автомобильной отрасли, влияние на этот сектор может оказаться заметным, если цены энергоносителей продолжат расти'.
Не нефтью единой
И, разумеется, еще есть Китай, относящийся к числу наименее эффективных потребителей энергии в мире. Хотя его экономика ощутит некоторый дискомфорт, высокие цены на нефть не считаются большим риском для китайской экономики. Политики более озабочены опасностью перегрева или спадом спроса на китайскую продукцию в США.
Наконец, глобальные экономические показатели определяются далеко не одной стоимостью нефти. Даже несмотря на опасность ценового шока, Азиатский банк развития прогнозирует рост нарождающихся азиатских экономик на уровне 7,5 процентов в этом году и 6,9 процентов в 2007 г. Между тем, по данным ОЭСР, в зоне евро, с ее относительным иммунитетом к нефтяному шоку, номинальный рост ВВП должен составить всего 3,8% в этом году и 4,2% в 2007 г. 100 долларов за баррель - пугающая цена, но мир не остановится