Нефть и демократия несовместимы
Нефть все еще вызывает политические и экономические страсти и скрывается за многими горячими сегодняшними конфликтами.
Чуть меньше двадцати лет назад диктатор Ирака Саддам Хусейн напал на богатый нефтью Кувейт. Соединенные Штаты Америки, открыто объявив о необходимости защитить своих партнеров, долго не раздумывая, ответили операцией 'Буря в пустыне'. Но можно догадаться, что такая военная оперативность и несколько поутихшее желание покончить с режимом С. Хусейна имели и другие причины - добиться как можно более быстрого возвращения контроля над нефтяными скважинами Кувейта, поставлявшими это сырье на рынок США.
Сегодня можно только гадать, что бы было, если бы тогда, в 1991-ом, американцы продемонстрировали большую решимость и шагали до самого Багдада. Но сегодня сложилась именно такая ситуация, а карта мировых запасов нефти показывает, что демократические страны Запада, которые вместе с Китаем являются самыми большими потребителями традиционных энергетических ресурсов, находятся совсем не там, где находятся самые богатые нефтяные запасы. Одна из представленных таблиц показывает, что среди стран, имеющих наибольший нефтяной запас, только Канаду можно четко отнести к демократическим, а все остальные - это либо арабские монархии, либо страны, явно настроенные против Запада, такие как Венесуэла, Ливия и Россия.
Откуда произрастают диктаторы?
Не так давно президент уже упоминавшейся Венесуэлы Уго Чавес, купивший партию нового российского вооружения, публично хвалился, что у него уже есть средства, которые способны потопить авианосцы США. Своеобразным эхом такого радикализма стала и речь, произнесенная на конференции по безопасности в Мюнхене руководителем России Владимиром Путиным, которую многие, не мудрствуя лукаво, сравнили с риторикой 'холодной войны'. Рядом с ними можно упомянуть еще не один десяток антиамериканских заявлений диктатора Ливии Муаммара Каддафи. И потому очевидно, что этих трех деятелей связывает не только принцип единоначалия в своей стране, но и имеющиеся огромные запасы нефти, обеспечивающие стабильные доходы, особенно когда покупатели, например, китайцы, не настроены высказывать политические претензии или поучать, как нужно жить демократически.
Если мы внимательно рассмотрим суть политического успеха У.Чавеса и В.Путина, то заметим, что немалый капитал популярности последние скопили с ростом экономики управляемых им стран. А она, в свою очередь, растет благодаря увеличивающемуся экспорту нефти (в случае с Россией - и природного газа), который, как мы видим, у Венесуэлы составил 2 100 000 баррелей в день (6 место в мире), а у России - 5 150 000 баррелей в день (3 место в мире).
Можно вспомнить и экономический скачок Объединенных Арабских Эмиратов, так же однозначно основанный на добыче и экспорте нефти, и, по большей части, предопределенный нуждами США. Это само собой объясняет интересы этой страны в регионе Персидского залива, начиная с уже упомянутой 'Бури в пустыне' и заканчивая теперешней кампанией в Ираке, чьи нефтяные запасы выглядят очень соблазнительно.
Конечно, режимы Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратов нельзя сравнивать с Венесуэлой, Ливией или Россией, но принцип единоначалия там еще меньше обсуждается, а элементов современной политической системы мы точно не найдем. Разница только в том, что эти арабские страны по своей официальной доктрине все еще союзники США.
Нельзя обойти стороной и третью по запасам нефти страну - Иран, чьи конфликты с западным миром из-за обогащения урана получают все новое ускорение. Но, несмотря на все международное давление, Иран чувствует себя очень уверено. Опять из-за той же нефти, а деньги, полученные от ее продажи, идут на финансирование и ядерных экспериментов.
В конце концов, можно упомянуть и новые шаги венесуэльского правителя по национализации нефтяных промыслов страны и российские маневры по выкидыванию обществ с зарубежным капиталом из эксплуатации потенциально самых больших нефтяных месторождений.
Для усиления режима и международного влияния
Так как доход от добываемой и экспортируемой нефти позволяет браться за популистские экономические средства, гарантирующие легитимность политического режима, то видно, что обладание большими запасами имеет и другие достоинства. Прежде всего, главы богатых нефтью стран сами не являются бедными - это лучше всего доказывает роскошь, демонстрируемая шейхами Объединенных Арабских Эмиратов.
Но личные богатства в мировом масштабе не являются настолько важным фактором. Совсем другое - международный статус страны, обладающей большими объемами нефти. Вот, например, арабские страны, кроме Ирана и, в прошлом, Ирака, могут без каких либо ограничений наслаждаться благосклонностью США, а тот самый Иран или уже не раз упомянутая Венесуэла, несмотря на давление США, также играют активную международную роль, благодаря тому, что они нужны из-за своих имеющихся, добываемых и экспортируемых ресурсов.
С другой стороны, не надо забывать, что существуют не только интересы добытчиков и экспортеров нефти. Есть еще и крупные пользователи этого ресурса, у которых концентрация нефти в диктаторских, в принципе, странах вряд ли вызывает симпатию.
Скорее всего, именно такие мотивы, предъявляемые под прикрытием избавления от угроз или распространения демократии определяют действия как США, так и их союзников в некоторых государствах, особенно находящихся в регионе Персидского залива, где необходимо обеспечить не только безопасность Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии, но и навязать свои правила Ираку, нефть которого очень выгодна Америке и Европе.
Но в отношении Венесуэлы и особенно России многие западные страны не настроены столь решительно. У.Чавес, опираясь на деньги от экспорта нефти, успешно утверждает свой пролетарский авторитет во всей Латинской Америке, где недавно совершавший свое турне по региону Джордж Буш был встречен протестами. О потакании России, своей нефтью и природным газом обеспечивающей большую часть Европы, дополнительно говорить даже не приходится. Можно только отметить, что за последние пятнадцать лет изменилась основа международного авторитета России. Во времена Бориса Ельцина она была более моральной, опирающейся на демократическую ориентацию Кремля и дружеские соглашения с соседями и партнерами, несмотря даже на болезненный исторический опыт. Между тем Россия эпохи В.Путина - агрессивный игрок на сцене международной мировой политики, часто стремящийся к достижению своих целей при помощи тактики 'закручивания вентилей', которую уже испытали на себе Украина, Грузия, Белоруссия, Литва, Венгрия, Австрия и Германия.
Правда, даже в демократические времена Б.Ельцина Россия не смогла рационально использовать свои природные ресурсы для улучшения экономики страны. Большая часть доходов от экспорта осела в карманах олигархов, а последних уже взялся 'раскулачивать' В.Путин, который сегодня за счет 'нефтяных денег' усиливает, прежде всего, военный комплекс России.
Post scriptum...
Если мы через разрезы имеющихся нефтяных запасов и экспорта нефти посмотрим на вторую десятку богатых государств, то демократических стран мы там тоже найдем немного. Но столкнемся с Ираком, Казахстаном, Оманом, Азербайджаном, Китаем и т.д.
Конечно, в современном мире нет виноватых в том, что географическое распределение природных ископаемых является именно таким. Но вопросы политических отношений между обладателями нефти, ее продавцами и покупателями уже напрямую зависят от желания того или иного лидера или страны.
Замечено, что чем публичнее становится проблема глобального потепления, тем более реальной становится перспектива уменьшения объемов переработки нефти и потребления ее продуктов, если мы желаем сохранить экологическое равновесие всей планеты. Вероятно, это один из аргументов, которыми можно попытаться объяснить как начавшуюся активность отдельных богатых нефтью авторитарных государств, так и отдельные региональные конфликты, под которыми ясно кроется упомянутый энергетический источник. Литва, имеющая один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в Восточной Европе, кстати, так же находится вне рамок этой большой и важной игры.
Но, сравнивая современные политические карты с картами мировых полезных ископаемых, один вывод мы можем сделать смело - нефть и демократия несовместимы.
СТРАНЫ, ИМЕЮЩИЕ НАИБОЛЬШИЕ НЕФТЯНЫЕ ЗАПАСЫ (миллиарды баррелей)
1. Саудовская Аравия 264,3
2. Канада 178,8
3. Иран 132,5
4. Ирак 115
5. Кувейт 101,5
6. ОАЭ 97,8
7. Венесуэла 79,7
8. Россия 60
9. Ливия 39,1
10. Нигерия 35,9
Источник - www.eia.doe.gov, (данные 2006 года)
СТРАНЫ, ЭКСПОРТИРУЮЩИЕ НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО НЕФТИ (баррелей в день)
1. Саудовская Аравия 7 920 000
2. Европейский Союз 5 322 000
3. Россия 5 150 000
4. Норвегия 3 466 000
5. ОАЭ 2 500 000
6. Иран 2 500 000
7. Венесуэла 2 100 000
8. Кувейт 1 970 000
9. Мексика 1 863 000
10. Канада 1 600 000
Источник - Центральное разведывательное управление, (данные 2006 года)