Страх перед зависимостью от российского газа граничит с истерией
Сэр, будучи англичанином, я, несомненно, сочувствую полякам в связи с проблемами, возникающими у них в отношениях с Россией, однако письмо Радека Сикорского (Radek Sikorski), Мачея Олекс-Щитовского (Maciej Olex-Szczytowski) и Яцека Ростовского (Jacek.
Соглашения о газовых поставках заключаются не между 'Газпромом' и 'ЕС', а между 'Газпромом' и компаниями, действующими в странах ЕС. В настоящее время существует несколько десятков таких долгосрочных соглашений, и 'Газпром' всегда аккуратно выполнял свои обязательства перед западными клиентами. Более того, многие контракты по просьбе российской стороны, а не западноевропейских покупателей, недавно были продлены до 2035 г.: это показывает, что именно Россия всерьез тревожится об устойчивости спроса на ее газ в Европе.
Конфликты 'Газпрома' с Украиной и Беларусью из-за цен на газ и условий транзита отражают стремление российской стороны поставить двусторонние отношения в этой сфере на прочную коммерческую основу и гарантировать бесперебойный транзит ее экспортных поставок на Запад. Как бы ни преподносились действия России в западных СМИ, именно украинцы и белорусы в данном случае устраивали в этом вопросе разные 'игры', надеясь получать российский газ по льготным ценам.
Неудивительно, что россияне так стремятся проложить трубопровод Nordstream по альтернативному маршруту через Балтийское море: это позволит избежать транзита. Расходы на Nordstream действительно будут выше, чем, скажем, на увеличение пропускной способности нынешнего маршрута через Беларусь и Польшу, но, поскольку российские экспортные поставки предназначены для европейского рынка, и клиенты расплачиваются за них по европейской рыночной цене без каких-либо надбавок, это отразится лишь на чистой выручке российской стороны - т.е. речь идет о проблеме 'Газпрома', а не западных потребителей.
Лучший способ развеять опасения относительно российской гегемонии на энергетических рынках ЕС - завершить перевод этих рынков на полностью конкурентные рельсы путем полного отделения транспортной инфраструктуры от сбытовой.