USD 100.0324

+0.66

EUR 106.2024

+1.1

Brent 73.46

+1.46

Природный газ 3.391

+0.2

...

Собаки войны

Война Польши с частной армией "Газпрома" за трубопровод на дне Балтийского моря? Это вполне реально. В Нефтеюганске на Ямальском полуострове у Полярного круга [см. карту - прим. пер.] живется лучше, чем в других российских городах.

Собаки войны

Война Польши с частной армией "Газпрома" за трубопровод на дне Балтийского моря? Это вполне реально.

В Нефтеюганске на Ямальском полуострове у Полярного круга [см. карту - прим. пер.] живется лучше, чем в других российских городах. Средняя зарплата составляет несколько сот долларов. Нет ни бездомных, ни попрошаек, у всех есть работа. Нефтеюганск - настоящий частный город. Его хозяин - крупнейший российский концерн "Газпром".

Когда я был там в 2005 г., все меня убеждали в том, что самой важной персоной в городе является не мэр и не губернатор, и даже не президент Путин. Важнее всех здесь глава "Газпрома" Алексей Миллер. Ведь в Нефтеюганске все принадлежит "Газпрому": школы, детские сады, больницы, спортивные объекты. Ресторан, в котором я сидел, чашки, из которых я пил чай, а также сам чай - все это было собственностью концерна. Теперь у "Газпрома" будут не только частные города, но и частная армия. Если только президент подпишет закон, позволяющий некоторым компаниям создавать собственные вооруженные силы.

Почти как американцы

Автор идеи - депутат-коммунист Виктор Илюхин. Это может показаться странным, потому что российские коммунисты по умолчанию критикуют 'грабительскую приватизацию', а их главный враг - крупные корпорации. Однако это вовсе не мешает коммунистам брать деньги у концернов. В качестве благодарности они способствуют принятию нужных им законов. Если закон 'об охране имущества частными и государственными компаниями' вступит в действие, то это станет переломом. Он позволит создавать частные армии, которые на практике могли бы вести боевые действия за пределами России. Пока такие частные армии хотят создать энергетический гигант "Газпром" и монопольный экспортер российской нефти 'Транснефть'.

- Это не российская, а общемировая тенденция, - считает Андрей Солдатов, создатель и редактор портала agentura.ru. По его мнению, не только государства, но и экономические и религиозные организации являются сегодня суверенными и могут самостоятельно вести боевые действия. Для правительств подписание контрактов с 'охранными' фирмами - это исключительно выгодное решение: с одной стороны, государство заботится о своих интересах за рубежом, а с другой - не должно добиваться поддержки рискованной военной миссии парламентом или обществом. Великолепным примером служит Ирак. Когда начиналась операция коалиции, некоторые говорили, что это первая в истории приватизированная война.

На действовавшие там на основании контрактов с Пентагоном private military companies (PMC) работало 40 тысяч человек, в том числе, 15 тысяч отлично обученных и вооруженных 'охранников'. О том, насколько выгодными были эти контракты, свидетельствует то, что за несколько недель в Special Air Service, одном из лучших и наиболее эффективных спецподразделений в мире, уволилось 68 из 350 бойцов. За время операции в Ираке государственный департамент США подписал контракты с 28 PMC. Наиболее известные из них - Blackwater (также работает на ООН), DynCorp, Custer Battles и ArmorGroup. Американцы составляют лишь 17 процентов их сотрудников, остальные - это граждане более, чем 30 стран, в том числе, и поляки.

Единственное государство, запретившее деятельность наемников - ЮАР. Между тем, международные протоколы, относящиеся к данному вопросу, исключительно расплывчаты. Однако были разработаны внутренние системы контроля. Например, в США PMC обязаны получить от Office of Defense Trade Controls лицензию на деятельность за рубежом, и каждые полгода они подвергаются тщательному контролю. В том, что на Западе не стоит работать нелегально, убедился Саймон Манн (Simon Mann), один из акционеров PMC Sandline, который уже три года сидит в тюрьме - вместе с 67 'охранниками' он был арестован во время промежуточной посадки в Зимбабве. Самолет был полон оружия. Никто не поверил его словам о том, что он летит охранять алмазные прииски в Конго. Он был признан участником заговора с целью государственного переворота в Экваториальной Гвинее. Тогда Sandline оказалась на грани банкротства. Еще больше пострадала Titan Corp. За несколько недель до слияния с Lockheed Martin выяснилось, что один египтянин - сотрудник Titan жестоко допрашивал заключенных 'Абу-Грейб'. Слияние не состоялось.

Похоже, Москва завидует Вашингтону и Лондону, и Кремль хочет решить свои проблемы чужими руками. Тем более, что пока лицензии будут получать фирмы, контролируемые государством. На самом деле, охранные фирмы уже оказывают свои услуги "Газпрому" и 'Транснефти', но новый закон позволил бы им досматривать граждан и автомобили, а также иметь при себе оружие вне охраняемых объектов. Согласно этим нормам, охранники смогут использовать оружие при большом скоплении людей, а "Газпром" и 'Транснефть' получат доступ к оружию прямо со складов МВД. Выгоды очевидны. Для того, чтобы вести боевые действия руками наемников, не нужно делать политических деклараций, информировать СМИ. Зато на все сообщения прессы можно отвечать, что 'государство не вмешивается в действия частных фирм'.

Коммерческая тайна

В пресс-службе "Газпрома" никто не захотел рассказывать о том, как в настоящее время выглядит обеспечение безопасности фирмы, и какие средства выделяются на охрану. Однако известно, что в "Газпроме" работают лучшие специалисты по слежке. После распада СССР перед сотрудниками КГБ встал выбор: остаться в старой фирме, которая стала называться Федеральной службой безопасности, заняться политикой, как сделал никому тогда не известный полковник Владимир Путин или искать счастья в коммерческих структурах. Начало российского капитализма - это момент жесткой борьбы за влияние. Соперничество между нынешними бизнесменами Борисом Березовским, Владимиром Гусинским и другими ничем не отличалось от войны бандитских шаек.

Можно представить себе, что армия "Газпрома" примет участие в войне в Ираке, но, прежде всего, в Грузии или Азербайджане. Тем более, что интересы газового гиганта - это интересы России. Можно также представить, что газпромовская армия будет охранять строительство северного газопровода по дну Балтийского моря, что неизбежно может привести к конфликту с Польшей.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram