На прошлой неделе во время визита в Москву президента Венесуэлы Уго Чавеса был подписан меморандум о создании СП между Национальным нефтяным консорциумом (ННК) и венесуэльской госкомпанией PDVSA. СП займется разработкой нефтяного блока «Хунин-6» (расположен в бассейне реки Ориноко в Венесуэле, ресурсы — 53 млрд баррелей нефти). PDVSA получит в нем 60%, ННК — 40%. Условия, на которых российская сторона будет участвовать в проекте, не раскрывались. А вчера стало известно, что им придется изрядно потратиться. За право войти в проект ННК заплатит «нефтяной бонус» в $1 млрд, сообщило ИТАР-ТАСС со ссылкой на министра энергетики и нефти Венесуэлы Рафаэля Рамиреса (заявление было сделано в прямом эфире телерадиопередачи Чавеса «Алло, президент»).
В ННК входят пять крупнейших российских нефтяных компаний — «Роснефть», «Лукойл», ТНК-BP, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» (у каждой — по 20%). Если платить придется пропорционально долям, выходит по $200 млн с каждого участника. Представители пятерки вчера от комментариев отказались. Но два источника, близких к разным участникам ННК, подтвердили слова Рамиреса. Первоначально речь шла о $1,5 млрд, но в ходе переговоров цифру удалось снизить, отмечает один из собеседников «Ведомостей». Другой источник рассказал, что первый транш в $600 млн консорциум должен будет выплатить в течение 10 дней с момента создания СП. Оно может быть создано уже до конца года, говорил на днях вице-премьер Игорь Сечин.
Разработка блока «Хунин-6» не единственный проект, в котором собирается участвовать СП. Ведь Чавес объявил, что пакет подписанных соглашений нацелен на совместную с Россией добычу 1 млн баррелей нефти в день, а суточная добыча на «Хунине-6» ожидается в объеме 400 000-450 000 баррелей. Одновременно с подписанием межправительственного соглашения о реализации совместных энергетических проектов было подписано приложение о приобретении или участии СП в управлении активами в третьих странах, объяснил источник, близкий к Минэнерго, но о каких проектах идет речь, не уточняет.
Инвестиции только в «Хунин-6» на ближайшие 25 лет предварительно оцениваются в $30 млрд, говорил Сечин. Как партнеры будут финансировать проект и делить прибыль — неизвестно. Представитель вице-премьера это не комментирует, а представитель PDVSA на запрос не ответил.
Бонусы за участие в проекте — стандартная практика, отмечает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. Ирак в ходе второго этапа тендера на участие в разработке своих нефтяных месторождений собирается получить по $100-150 млн бонуса с каждого контракта.