Госструктуры не могут договориться, на каких условиях пускать небольшие НПЗ к нефтепроводной системе «Транснефти». Соответствующий проект постановления правительства внесен в правительство с разногласиями. В частности, ФАС считает, что Минэнерго и госкомпания нарушают антимонопольное законодательство, требуя от предприятий гарантии загрузки мощностей.
Проект постановления о подключении небольших НПЗ к нефтепроводной системе «Транснефти» поступил в аппарат правительства. Однако у его разработчиков остались разногласия. Как рассказала РБК daily начальник управления контроля ТЭК ФАС Елена Котелкина, Минэнерго считает необходимым вписать в документ гарантию поставок нефти на будущий период.
Против этого выступает ФАС. «Получается, что у нас будут строиться заводы только вертикально интегрированных компаний, поскольку независимые НПЗ, которых нам не хватает, это требование выполнить не смогут», — говорит она. Служба уже возбудила дело по признакам нарушения законодательства против Минэнерго и «Транснефти», которые требуют эти гарантии у строящегося Кингисеппского НХК. Собственники предприятия хотят подключить его к БТС-2.
«Мы готовы пускать к своей системе и поддерживать всех тех, кто делает качественное, современное, экологическое топливо. Однако здесь должен быть порядок, который существует практически во всех зарубежных странах, где есть система подключения к трубопроводам», — пояснил РБК daily вице-президент «Транснефти» Михаил Барков. По его словам, зачастую такие небольшие компании, так называемые самовары, эти условия не выполняют, а исходят из собственных личных интересов. «Поэтому если некая структура решит, например, погреть руки на дешевом бензине, мы будем решать вопрос о ее включении в систему трубопроводов компании с точки зрения государственных, общественных интересов и экологии», — добавил он. Ранее президент «Транснефти» Николай Токарев говорил о существовании 300 таких «заводиков». При этом половина из них нелицензированы, подключены к трубам с нарушением технических условий, а некоторые используют свои площадки для транзита нефти.
Однако даже у крупных компаний были разногласия с «Транснефтью» по вопросам доступа к ее трубе. Так, Иркутская нефтяная компания (ИНК) ранее заявляла, что согласится подключать свои месторождения к ВСТО через НПС-7, то есть в 2013 году, а не тратиться на прокладку региональной трубы. Недавно госмонополия пошла ИНК на встречу.
Партнер RusEnergy Михаил Крутихин считает, что требования «Транснефти» вполне обоснованны. «Если делать врезку в трубе к каждому «самовару», который рассчитан на одно месторождение, то непонятно, что за стратегическая магистраль это будет», — говорит он. Кроме того, по его словам, схема перевозок по крупным магистралям, например ВСТО, расписана на годы.