В отношении оператора Ковыкты введено конкурсное производство. «РУСИА Петролеум» признана банкротом, и в отношении компании открыта процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев. Единственный ценный актив компании, подконтрольной ТНК-ВР (она и инициировала банкротство), — лицензия на разработку Ковыктинского газоконденсатного месторождения. По данным РБК daily, интерес к сделке по-прежнему проявляет «Роснефтегаз». У сторон есть еще полгода, чтобы договориться о цене.
Арбитражный суд Иркутской области признал «РУСИА Петролеум» банкротом. В июне заявление с требованием признать компанию банкротом подала ТНК-BP, после того как «РУСИА Петролеум» не смогла досрочно погасить займы в размере 11,85 млрд руб., ранее выданных Rizben Enterprises Ltd. («дочка» ТНК-ВР). Временным управляющим был назначен представитель Тихоокеанской саморегулируемой организации арбитражных управляющих Олег Сметанин. Он же останется арбитражным управляющим на период конкурсного производства, решил суд.
На первом собрании 30 сентября кредиторы приняли решение подать в арбитраж ходатайство о признании «РУСИА Петролеум» банкротом. По словам управляющего, на балансе компании находится имущество стоимостью около 3 млрд руб. «Собственных средств у должника недостаточно, чтобы расплатиться с кредиторами», — пояснил Олег Сметанин. Представитель «РУСИА Петролеум», в свою очередь, добавил, что компания ранее объявила дефолт по своим обязательствам. Конкурсное производство продлится до 19 апреля 2011 года.
Лицензия на Ковыкту может остаться у «РУСИА Петролеум» только в случае сохранения компании как юридического лица, прокомментировал вчера ситуацию журналистам министр природных ресурсов Юрий Трутнев. По его словам, продажа имущества компании не обязывает Минприроды передать лицензию на Ковыкту новому собственнику. «Имущество может быть приобретено, а лицензия вполне может быть отозвана», — добавил он.
Действующее законодательство предусматривает два пути передачи лицензии от компании-банкрота, подчеркивает адвокат ЮК «Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Лобачев. Первый — это переоформление разрешения на добычу на покупателя имущества «РУСИА Петролеум». Второй — создание «дочки» РУСИА, которой передается имущество, в том числе лицензия, и ее последующая продажа. Но оба варианта подразумевают создание нового юридического лица и согласие государства на переоформление. Единственный способ не менять юрлицо, владеющее лицензией, — заключение мирового соглашения. По нему покупатель должен договориться с собственниками о приобретении доли в РУСИА, а также с кредиторами — о погашении всего долга. Мировое соглашение может быть подписано в течение всего периода конкурсного производства до момента продажи имущества. Обычно этот этап банкротства не укладывается в шестимесячный срок, суды чаще всего продлевают его как минимум до года, добавляет г-н Лобачев.
Три года ТНК-ВР пыталась продать свою долю (62,9%) в «РУСИА Петролеум» сначала «Газпрому», затем «Роснефтегазу». Компании так и не смогли договориться, переговоры прекратились, а ТНК-ВР решила добиваться банкротства РУСИА с целью «возврата осуществленных инвестиций и минимизации финансовых потерь». Источник РБК daily, знакомый с ситуацией, говорит, что «Роснефтегаз» по-прежнему заинтересован купить долю в компании, но «значительно дешевле, чем хочет продать ТНК-ВР». Сейчас на счетах госкомпании около 1,3 млрд долл. Менеджмент компании хотел продать не меньше чем за 1 млрд долл.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что конечным покупателем станет «Роснефтегаз», хотя в последний момент может быть предложен еще один альтернативный покупатель, например компания, которая представляет интересы предпринимателя Геннадия Тимченко.
«Банкротство «РУСИА Петролеум» можно назвать ожидаемым событием, но как ситуация будет развиваться дальше, сказать крайне сложно. Я не удивлюсь никаким новым поворотам», — говорит начальник отдела инвестанализа ИГ «Универ» Дмитрий Александров. Сейчас лицензия может оказаться в руках государства либо «Газпрома» или одной из его «дочек», что будет свидетельствовать о нежелании разрабатывать месторождение в ближайшие годы. «У «Газпрома» есть мощный, но пассивный интерес к Ковыкте», — характеризует ситуацию г-н Александров.